На своём месте

  • 29 апреля 2017, 11:00
  • Владимир ПОРОТНИКОВ
  • Культура

…Впервые работы Евгения Баянова я увидел на выставке-продаже изделий народных мастеров, приуроченной к 50-летнему юбилею области – в августе 1994-го.

В Тюмень тогда съехались умельцы со всех уголков региона – художники и скульпторы, вышивальщицы и ковровщицы, стеклодувы и гончары, резчики по дереву, косторезы и кружевницы…

Я тогда порадовался за своего старого знакомого из Ярково – наконец-то он смог открыто продемонстрировать свои изделия. Забавно было наблюдать, с каким неподдельным трепетом заглядывали ребятишки в ощерившуюся пасть волка, осторожно трогали его острые клыки, даже, осмелившись, трепали серого за уши; чуть поодаль висела голова лося с ветвистыми рогами, тут же – несколько пернатых: особенно великолепно смотрелся величавый, гордый глухарь…

Конкурентов у Евгения в тот раз не было, ибо то, чем он занимался много лет, чрезвычайно сложно по исполнению и не каждому под силу. Изготовление чучел (или, по-научному, таксидермия) – работа чрезвычайно тонкая и кропотливая, требующая не только терпения и усидчивости, но и недюжинных знаний.

Чучела Евгений поначалу изготавливал для себя, потом, когда на жизнь стало не хватать учительской зарплаты, рискнул принимать заказы. Рискнул – потому что ремесло это до недавнего времени было едва ли не подпольным: уж больно пристальное внимание уделяли чучельникам работники различных проверяющих служб – от санитарно-эпидемиологической до охотоведческой. К счастью, позднее эти вопросы были улажены, работать таксидермистам уже не мешали. Более того – охотники даже помогали. То волчью шкуру принесут, то мохнатую медвежью "одёжку". Однажды щедрый селянин-земляк подарил Евгению и вовсе уникальный экземпляр – кудрявого пеликана, включённого в перечень редких, особо охраняемых видов фауны области. Бог весть как занесло в наши суровые края эту теплолюбивую птицу, но факт остаётся фактом. Женя, едва увидев принесённый охотником раритет, оторопел: "Откуда?!" - "Да не бойся ты, - поспешил успокоить его гость. – Всё в порядке… То есть, конечно, не совсем в порядке… В общем, на озере я его нашёл, едва живого. Не смог, видно, вовремя улететь, бедняга, чуть в лёд не вмёрз. Возьми, мне он ни к чему. А откажешься – отвезу его на прежнее место и оставлю помирать. Так как?" - "Ну хорошо, давай, - выдохнул Евгений. – Постараюсь не испортить, будет он у меня как новенький…"

Чучела Евгений Сергеевич делал не только для краеведческих музеев (в том числе Успенского им. Г.Я.Сотникова), "Дома природы" в Ялуторовске, но и для частных лиц – чаще из материала (если можно так выразиться), предоставленного заказчиком. Одну и ту же вещь, случалось, переделывал по нескольку раз. Ведь мало просто сделать чучело, необходимо ещё поймать наиболее выгодный ракурс, сделать фигуру динамичной, как можно более естественной.

По образованию Евгений – биолог, окончил Тюменский госуниверситет. Таксидермия давно отошла у него на второй план: сейчас он работает экологом. Любовь к природе у него, что называется, в крови. Он из той породы людей, которые не проводят все выходные лёжа на диване, а в любую погоду выезжают на природу. "Евгений – неутомимый исследователь: его не пугают ни многокилометровые маршруты по тундре и болотам, ночёвки в лесу, промокшие ноги и комариные стаи, - отзываются о нём коллеги. – Его терпению, когда он наблюдает за птицей или зверьком, чтобы сделать классный снимок или снять видео, можно только позавидовать. Конечно, тут помогают навыки охотника с многолетним стажем".

Евгений не согласен с тем мнением, будто сравнительно густоноселённый пригородный район не может представлять большого интереса для натуралиста. Много безлюдных островков природы находится, например, внутри и вокруг озера Андреевского. Именно на берегах этого многоплёсового водоёма археологи нашли за последнее столетие многие десятки древних жилищ и могильников. Вероятно, в озере было полно рыбы, в лесах – дичи, а естественные заливные и сухие луга служили пастбищами и площадками для первых экспериментов по земледелию. Уникальные находки-артефакты бережно хранятся в местном музее-заповеднике.

Беспроигрышный вариант для знакомства с заповедной природой, считает Евгений, посещение Большого острова. Он тянется почти на три километра, никогда не распахивался и даже не затапливался. Незря несколько тысячелетий назад люди устроили там могильники для знатных особ и т.н. астаны – могилы первых мусульманских проповедников, за которыми до сих пор заботливо ухаживают жители посёлка Андреевский.

Вообще, неправы те, кто думает, будто в пригородном районе давно всё исхожено и всё изучено: для современных пытливых и упорных Паганелей здесь поистину terra incoqnita.

Помимо таксидермии и фотографии у Баянова много других увлечений: так, благодаря его наблюдательности тюменские ботаники обнаружили десятки новых мест произрастания краснокнижных растений, а находка редчайшего вида – калипсо луковичной в "столичном" районе – поразила даже бывалых флористов. Сделал Евгений подарок и энтомологам, доказав обитание на юге Тюменской области редкой бабочки "Аполлона обыкновенного", обнаружив его в одном из местных заказников.

Своими наблюдениями и находками Евгений Баянов щедро делится на страницах научно-популярных журналов и в научных сборниках, выступает с докладами на конференциях. Его фотографиями иллюстрированы страницы Красных книг Тюменской области и ЯНАО, Большой Тюменской энциклопедии, журналов для охотников, рыболовов и любителей природы, они представлены на персональных выставках. Без малого десять лет Евгений иллюстрирует рубрику "Красная книга" на тематической странице "Охотничье поле" в газете "Тюменская правда".

- Чем бы Евгений ни занимался, он всё делает обстоятельно и профессионально, хотя часто недоволен результатом: можно, мол, было и лучше, - говорит его коллега Наталья Хозяинова. – Но главное, у него всегда есть планы на будущее и неугасимое желание выполнить намеченное…

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "Славим человека труда"

comments powered by HyperComments