От Ладоги до Сибири

В январе 1944 года после долгих 900 дней произошёл окончательный прорыв блокады Ленинграда. Эта весть мгновенно разнеслась по всем уголкам нашей Родины, вызвав радость советских людей и новую волну всенародной помощи героическому городу.

И особое настроение, понятно, охватило ленинградцев, которые на стихийно возникших митингах говорили о глубокой благодарности за прорыв блокады.

Радовались этому событию и в глубоком тылу. Наверняка радовались и в Тюмени, и в Зырянке, хотя вряд ли малолетние воспитанники детдома в полной мере осознавали всю значимость свершившегося: с момента эвакуации их дом был здесь, в этом чудесном месте, среди природного великолепия.

  • Волшебная была деревня: рядом речка, кругом леса и поля, - не без грусти вспоминает Ирма Яковлевна Пяткова, урождённая Пропп (она из поволжских немцев) - не детдомовка, но хорошо знавшая местных обитателей. - А какая роща была - с беседками, качелями...

В 1945-1946 учебном году в детском доме находилось 85 круглых сирот, 28 полусирот, 18 детей погибших воинов. Самых младших - от 3 до 7 лет - было четверо, основной же контингент составляли дети от 8 до 14 (126 человек): помимо русских - немцы, татары, поляки, а также кореец и еврей.

"Оборудование детдома неудовлетворительное и не соответствует типовому оборудованию детских домов, - читаем мы в одном из тогдашних отчётов. - Очень мал надворный участок, его почти нет. Со стороны попечительского совета и шефов ничего не принимается... Последние до сих пор не утверждены исполкомом райсовета".

Питание по-прежнему оставалось очень скудным: отоваривание фондов на продукты не было регулярным, имелись случаи замены продуктов. Так, если за 1-й квартал 1946 года продукты были получены полностью, в пределах нормы, то за 2-й квартал недополучено 120 кг крупы, 400 кг мяса, 2000 штук яиц, масла животного - 127 кг.

По свидетельству Альбины Бонифатьевны Куценко (в девичестве Шуклиной), ныне живущей в Тюмени, и во время войны, и в первые послевоенные годы все жили очень бедно, поэтому рассчитывать на помощь жителей детдомовцам не приходилось, несмотря на безусловное сочувствие селян к судьбам сирот. И всё же находились такие, кто хоть чем-то, но старался смягчить участь обездоленных. Рыбаки, к примеру, иногда делились уловом - надо ли говорить, сколь желанен был каждый их нечастый визит для детдомовской детворы, вынашивавшей мечту хотя бы изредка наесться "от пуза"...

  • Да, люди не жили тогда - выживали, - вступает в беседу И.Я.Пяткова. - И ведь как друг к другу относились - не так, как теперь. Говорят, гора с горой не сходится, а человек с человеком сойдётся. Я, пока работала в детдоме, познакомилась со столькими прекрасными людьми! А местные жители помогали, да. Чеботари, к примеру, тачали или ремонтировали ребятишкам обувь, которой очень-очень не хватало...

Санитарное состояние детдома, отмечалось далее, не вполне удовлетворительное: несвоевременно производится побелка и покраска здания за отсутствием нужных материалов. Состояние здоровья детей по результатам медосмотра хорошее, хотя были случаи заболевания корью и один летальный исход по причине сепсиса. Во время летней оздоровительной кампании для детей было организовано дополнительное питание, часть воспитанников направлена в санаторий. Медобслуживание производилось медсестрой и врачом по совместительству.

Воспитанники детских домов по достижении 14-летнего возраста, совпадающего с окончанием семилетней школы, в зависимости от способностей и индивидуальных наклонностей, продолжали образование в железнодорожных и ремесленных училищах или техникумах. Отличники оставались в детских домах до окончания средней школы или техникума.

К сожалению, особого усердия в учёбе воспитанники детдома не проявляли. Так, из 124 школьников по итогам года семи была назначена переэкзаменовка, 25 стали "второгодниками", а два и вовсе исключены из школы как оставленные на третий год. Отличников насчитывалось 6 человек, ударников - 12.

Отличниками были первоклассница Нана Карельская, второклассники А.Цыганкова, Гена Сероваев и Вова Сероваев, Н.Трусникова и В.Мурманцева. Вова (1934 г.р.) и Гена (1936 г.р.) Сероваевы были, скорей всего, родными братьями. О том, как сложилась дальнейшая судьба перечисленных ребят, мы, к сожалению, ничего не знаем.

Ощущался острый дефицит учебников. Так, по истории был один учебник на всех, и тот "с растерянными листками", пособий по географии, задачников по арифметике, книг для чтения приходилось по 2-3 экземпляра на каждый класс. Письменными принадлежностями детдом снабжался нерегулярно и недостаточно. В течение всего года не хватало тетрадей, карандашей, перьев. Подготовке домашних заданий мешало и то, что рабочая комната была всего одна, к тому же мебели на всех явно не хватало: уроки готовили в спальнях, сидя на кроватях.

С политико-просветительской, культурно-массовой работой дела обстояли чуть лучше: регулярно проводились читки материалов из "Пионерской правды", "Комсомольской правды", журналов "Вожатый", "Костёр", "Мурзилка" и др. Часто освещалась современная жизнь в Советском Союзе и за границей. Коллективно прочитано много книг: "Гаврош" В.Гюго, "Рассказы" А.Чехова, "Сказки" М.Горького, "Взятие Берлина" Трояновского, "Дорогами войны" Е.Долматовского, "Сказки" Г.-Х. Андерсена, "Находка Ерофея Маркова" Фёдорова. Отмечались все красные даты календаря, работали кружки хоровой (с охватом в 37 человек), музыкальный (19 человек), физкультурно-танцевальный (14). Организовывались художественные олимпиады.

  • С наступлением весны, тёплых дней дети совершали ежедневные прогулки в лес, знакомились с природой, собирали гербарии, - вспоминает И.Я.Пяткова. - Воспитанники старших групп приводили в порядок совместно с комсомольцами села общественный сад.

15 апреля 1946 года был организован детсовет, состоявший из учебно-трудовой, санитарной, культурно-массовой комиссий и редколлегии.

Ситуация с трудовым обучением оставалась по-прежнему непростой. В столярной мастерской могли заниматься 50 человек в возрасте от 12 лет, однако оборудование практически отсутствовало, почти не было никаких инструментов, всё приходилось делать своими силами из старого железа. "Верстаков имеется достаточно, можно организовать одну смену на 20 человек, но для этого нет помещения, - читаем мы в упомянутом отчёте. - Очень плохо обстоит дело с пиломатериалом - его нет совершенно. Материалом для работ в столярной мастерской служат дрова и драницы. Со стороны местных предприятий и организаций (МТС, колхоз, сельпо, хозяйство КЭЧ) помощи никакой не оказывалось... Рабочих комнат для младшего школьного возраста нет ввиду малой площади... Организованы бригады по уходу за крупным рогатым скотом, выращиванию молодняка (поросята, телята), организована огородная бригада..."

Необходимость трудиться прививалась ребятам с раннего возраста. Если старшие худо-бедно осваивали навыки взрослого труда, то младшие поддерживали чистоту и порядок в спальнях, столовой, рабочей комнате. Для них были также организованы кружки вязания по группам, в которых занималось 40 человек. Как явствует из отчёта, "были связаны гетры, рукавицы, носки, шарфы, береты в количестве 100 штук".

В течение 1945 года было трудоустроено 14 воспитанников детдома, из них в Тюменское РУ N 8 - 12 человек, в педучилище Омска и на курсы воспитателей - по 1. В 1946 году предполагалось трудоустроить 26 человек: в ФЗО, ремесленные училища и школы.

Владимир ПОРОТНИКОВ.

P.S. Всех, кто может что-либо рассказать о том, как сложились судьбы воспитанников Зырянского детдома им. С.М.Кирова, просьба позвонить по тел.: 22-73-85, 22-73-80, 22-73-83.

*При подготовке публикации использованы материалы Государственного архива Тюменской области (ГАТО), ф.1081, оп.1.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "Великая Победа"

comments powered by HyperComments