Анастасия Кобылкина - «Лучший следователь следственного отдела следственного управления»

Следователь – игрок командный

Анастасия Кобылкина пять лет работает старшим следователем в Тюменском межрайонном следственном отделе следственного управления Следственного комитета РФ по Тюменской области. За это время получила немало благодарностей за хорошую службу. А в прошлом году она выиграла региональный конкурс в номинации «Лучший следователь следственного отдела следственного управления».

Анастасия – продолжатель семейной династии: и дед, и отец служили в силовых структурах. Работа в правоохранительных органах – суровая, не женская, но она решила – тоже будет служить. Отец пытался отговорить, пугал ночными сменами, внеурочными вызовами, сложными человеческими историями и характерами, но у дочки оказался папин, твердый и целеустремленный, характер: если решение принято – ни шагу назад. Она поступила на юридический факультет и вскоре убедилась, что выбор сделала правильный.

В отличие от многих своих сверстников она с детства знала, чем занимается оперативник и следователь, что в этой работе не все так романтично, как показывают в детективах, что следователю, например, часто приходится выполнять сразу несколько функций: быть и оперативником, и психологом, и аналитиком, и экспертом.

- Анастасия Сергеевна, так в чем состоит суть работы следователя?

- Во-первых, следователь – это, прежде всего, работа с людьми. Недостаточно быть теоретически подкованным по многим вопросам, главное – уметь найти со всеми контакт: с детьми и взрослыми, с молодыми и пожилыми, с гражданскими и лицами в погонах, с обывателями и знатоками. Надо уметь договариваться, уметь донести суть дела. Во вторых, следователь обязан выезжать на место преступления, чтобы своими глазами увидеть, где и как все произошло, собрать улики, взять показания, назначить необходимые экспертизы –  технические, биологические, генетические. Если необходимо, то привлечь для консультаций специалистов из самых разных областей и сфер деятельности. Одному человеку нереально знать все и обо всем.

- Следователь чаще работает в одиночку или в команде?

- На место преступления всегда выезжает следственно-оперативная группа, в состав которой входит несколько человек: оперуполномоченные, участковые, медики, эксперты. Следователь руководит деятельностью этой команды, поэтому должен обладать хорошими организаторскими, лидерскими способностями. Многое будет зависеть от того, как он процесс организует, как будут выполнены его указания. Если покажет себя нерешительным, то его не услышат, не сделают, как надо для дела. В жизни он может быть человеком мягким, даже стеснительным, но на службе – кремень.

- Можно ли оставаться женственной при такой жесткой работе?

- У нас много женщин-следователей, в том числе и занимающих руководящие должности. Есть те, которые недавно пришли в эту сферу и те, кто  много лет назад. Все они  прекрасны, замечательны, красивы, за собой ухаживают. Женщины всё успевают, они намного выносливее мужчин. Не раз так было, что поступали на службу мужчины, но не выдерживали, уходили, а девушки – оставались.

- Вы специализируетесь на экономических преступлениях. Каких?

- На экономических преступлениях, которые находятся в подследственности Следственного комитета – это получение взяток, невыплата заработной платы, коммерческий подкуп. Однажды, например, мы расследовали уголовное дело в отношении начальника исправительной колонии, который на протяжении длительного времени брал взятки, как с сотрудников, так и с людей, которые отбывали там наказание. Когда расследуешь дела о взятках, необходимо разобраться, что не так в этой сфере, раз там дают взятки, и как должно быть, чтобы такие случаи не повторялись. В исправительной колонии, например, мы досконально изучали, как там устроен внутренний распорядок жизни, как организовывается питание, досуг заключенных. Было интересно погрузиться в эту довольно закрытую сферу жизни людей.

- Какой возраст тех, в отношении кого вы расследуете экономические преступления?

- Обычно около 40 лет, потому что субъектами экономических преступлений чаще всего становятся руководители и должностные лица. Чтобы занять высокую должность, человек должен до нее дорасти, ему необходимо время и возможности, чтобы осуществлять определенные действия. То есть восемнадцати-, двадцатилетний парень вряд ли станет фигурантом таких экономических преступлений. А преступлениями, связанными с дропперами (дропперы – подставные лица, задействованные в нелегальных схемах по выводу средств с банковских карт – прим.ред.), занимается обычно полиция.

- Профессия у вас непростая, чем она вам нравится?

- Известно, что легко только там, где нас нет. Оглядываясь на пять лет назад, иногда спрашиваю себя: хотела бы я что-то изменить и выбрать другую профессию? Наверное, нет. Мне было бы скучно. У следователя ни один день не похож на другой, всегда что-то происходит, какое-то движение людей, событий. Каждое преступление – это новая жизненная история, новые люди. Вот это мне и нравится.

Иногда знакомые говорят, что никогда не пошли бы на такую службу, потому что не хотят терять на работе годы своей молодости. Я с ними абсолютно не согласна. Да, у нас ненормированный график и невозможно предсказать, что будет завтра или через час. Но жизнь – это и есть движение. Я рада, что работа у нас динамичная, а не пассивная. От этого ежедневного экстрима никогда не устаю, скорее наоборот, – заряжаюсь энергией.

comments powered by HyperComments