Всегда важны шаги вперед
- 24 февраля 2024, 11:00
- Инна ГОРБУНОВА
- Общество
Для жителя поселка Московский Раисы Ивановны Белкиной, профессора кафедры биотехнологии и селекции в растениеводстве ГАУ Северного Зауралья, 2023 год был юбилейным и знаменательным.
Когда встречаешь людей, которые продолжают активно и увлеченно работать, несмотря на то, что их возраст называют серебряным, иногда даже золотым, не перестаешь удивляться. Им интересно открывать новое – в себе, в науке, в людях. Их высоко ценят коллеги и ученики. К таким педагогам, безусловно, относится и Раиса Белкина. В год 100-летия Тюменского района мы не могли не поговорить с педагогом и ученым, внесшим значительный вклад в развитие сельскохозяйственной науки региона.
Более чем за четверть века научной и педагогической деятельности Раиса Ивановна подготовила ученых, защитивших 13 диссертаций, написала лично и в соавторстве более 200 работ. Из них четыре опубликованы в международных базах данных, 48 статей вышло в журналах ВАК, 165 – в прочих изданиях, и это далеко не полный список. Кроме того, профессор Белкина является автором 9 патентов, в том числе соавтором сортов пшеницы "Тюменская ранняя" и "Златозара", а также сорта овса "Мегион". Ее разработки применяются на сельскохозяйственных предприятиях Курганской, Свердловской, Тюменской и других областей Урала и Западной Сибири. В 2023 году за заслуги в развитии науки и высшего образования она была награждена Благодарностью Губернатора Тюменской области и нагрудным знаком Министерства науки и высшего образования "Почетный наставник".
– Профессор создала большую школу по определению качества зерна, студенты, аспиранты, ученые постоянно обращаются к ней за консультациями, она – наставник от Бога, и не просто коллега, но и друг, который поможет советом в любой сложной ситуации, – так отзывается о ней Анастасия Казак, завкафедрой "Биотехнологии и селекции в растениеводстве", которая вместе с Раисой Ивановной работает уже 23 года.
В поселке Московский Раиса Ивановна живет с 1975 года. В Тюменскую область приехала из Новосибирска, где как аспирант работала в НИИ Сибирского филиала Всесоюзного института растениеводства и занималась вопросами качества зерна.
– Сельское хозяйство как профессиональная деятельность когда вошло в вашу жизнь?
– Поскольку я была жителем сельской местности, то подумала, что вполне логично поступать в сельскохозяйственный институт. Выбрала агрономию, растениеводство было мне ближе и понятней. Хотя, чем занимается агроном, представляла смутно. Сложность этой работы смогла оценить только после первого курса на практике, которая проходила в колхозах Томской области. Там нам, девчонкам, пришлось и на лошадях ездить, и с механизаторами разговаривать, и производственные планерки с совещаниями проводить. Трудности не испугали, наоборот, прониклась уважением к этой профессии.
– Вспоминаете ли своих педагогов и наставников?
– В жизни каждого студента, аспиранта есть наставники, которые оказали большое влияние на их судьбу в профессии. И чем больше времени проходит, тем с большей благодарностью я вспоминаю своих научных руководителей – Виктора Петровича Максименко, известного советского селекционера, который работал на Новосибирской опытной станции. Нас, молодых научных работников, он отправлял на большие научные конференции, с нами выезжал на практику, помогал готовиться к экзаменам. Не раз повторял: "Будете вы в аспирантуре или нет, сдать кандидатский минимум не помешает. Эти знания в будущем пригодятся". Очень много сделал для меня и Вячеслав Иванович Комаров, научный руководитель кандидатской диссертации, заведующий технологической лабораторией Всероссийского института растениеводства. Он не просто давал задания, а ставил задачу на перспективу, советовался при решении трудных вопросов, спрашивал наше мнение, беседовал с нами о жизни – заставлял мыслить, искать нестандартные подходы и решения.
- Вы сразу были нацелены на то, чтобы заниматься наукой?
– Вначале таких планов не было. Решающим моментом стала стажировка в НИИ Всероссийского института растениеводства имени Вавилова. Там меня восхитили возможности тех научных приборов, которыми были оборудованы лаборатории. Именно там я сделала свой первый шаг к аспирантуре.
– Когда начали заниматься вопросами повышения качества зерна?
– Все началось ещё на Новосибирской опытной станции. Эта тема стала частью моей кандидатской, а потом гораздо позднее и докторской диссертации. Ее же продолжила и когда переехала в Тюменский район, стала научным сотрудником НИИ Северного Зауралья, а позже – и преподавателем Государственного аграрного университета Северного Зауралья. Я всегда понимала, что от характеристик зерна зависит и качество продовольствия. До начала 80-х годов в Тюменской области считалось, что зерно, которое выращивается в регионе, годится только на кормовые цели. Новые раннеспелые высококачественные сорта, которые пришли на поля области, изменили ситуацию. Появилась уверенность у товаропроизводителей в возможности получения продовольственной пшеницы. Мы также участвовали в решении этих вопросов –ездили по хозяйствам, отбирали образцы прямо с полей, оценивали качество зерна, количество в нем клейковины и доказывали, что в регионе есть своя продовольственная пшеница сильных и ценных сортов, что нет необходимости ввозить ее из Австралии и Канады.
– Есть ли необходимость в улучшении районированных сортов?
– Главное, чтобы у каждого сорта было свое назначение. Например, сильные сорта пшеницы не всегда показывают высокую продуктивность. Но их и не обязательно выращивать на больших площадях, достаточно использовать в качестве сортоулучшителей – добавлять при размоле в пшеницу невысокого качества. Один из таких сортов "новосибирская-15", его называют шедевром по качеству. У ценных сортов тоже есть своя ниша. Они надёжно дают сырье для получения хорошей муки и хлеба. Есть сорта, которые дают великолепные урожаи, но они не стабильны по продовольственным свойствам. Есть и те, у которых высокое содержание белка, но они больше подходят для кормовых целей. Сила районированных сортов – в их разнообразии.
– Современным студентам интересно заниматься наукой? Или их больше интересует, сколько будут зарабатывать?
– Элемент рациональности у современной молодёжи не отнимешь. Им материальная сторона не безразлична. И это неплохо. Но и профессиональный рост никто не отменял. Мы всегда мотивируем студентов заниматься научными исследованиями, рассказываем о проблемах, которые требуют решения, вывозим на практику на сельхозпредприятия. Некоторые после таких погружений в производственный процесс высказывают очень дельные замечания и предложения. Я верю в наших студентов и за столько лет преподавания в них нисколько не разочаровалась.
– Чему вы у студентов учитесь?
– Никогда не останавливаться и все время развиваться. С каждой лекции прихожу, анализирую, где и какой еще можно найти поворот темы, какой вопрос дополнительно осветить, о каких нюансах рассказать, на чем сделать акцент, какие включить новые данные. Чтобы интерес к науке был у студентов, должен быть интерес и у меня искать что-то новое. Мы взаимно обогащаемся и в творческом, и в научном направлении, и даже в человеческом общении.
– Что можно пожелать тем, кто хочет посвятить себя науке?
– Важно, выбрав свой путь, никогда не отступать. Бывают трудности и сложности, но надо не сдаваться, не бояться отстаивать свою точку зрения. Надо видеть то, что нужно сделать, и обязательно это делать. Главное – шаги вперёд. И в жизни, и в профессии, и в науке.