В Тюменском районе за круглым столом обсудили конфликт педагога с девятиклассниками Боровской школы

Полезно говорить откровенно

Специалисты образования, правоохранительных органов, администрации района, представители сообщества родителей, учащихся, ветеранов и общественных институтов – всего около ста человек – обсудили вопросы психологической безопасности образовательной среды.

Поводом для встречи за круглым столом, прошедшим 5 ноября в большом зале администрации района, стал конфликт между несколькими девятиклассниками и преподавателем ОБЖ Боровской школы Виктором Садлинским, за которым последовало увольнение педагога.

И конфликт, и отставка молодого учителя вызвали бурное обсуждение среди педагогов, учащихся и родителей, в других слоях общества. Случай в Боровском получил громкий резонанс в официальных СМИ и в социальных сетях.

Мнения людей оказались диаметрально противоположными. Одни говорили о недопустимости поведения педагога, который, не справившись с нестандартной ситуацией (группа старшеклассников целенаправленно выводила его из равновесия), допустил грубые высказывания и дергал учеников за руки. Другие встали на защиту учителя, требуя вернуть его в школу, и  считают виновными в произошедшем детей.

Участники круглого стола были едины во мнении, что ситуации, когда учащиеся испытывают терпение своих наставников, – не такая уж редкость в школе. Они были раньше и вряд ли исчезнут в будущем. Заместитель главы Тюменского района Ольга Зимина, уполномоченный по правам ребенка в Тюменской области Андрей Степанов и начальник управления образования Тюменского района Ольга Буторина призвали собравшихся по-новому взглянуть на суть и поводы возникновения конфликтов между участниками образовательной среды и выработать единые подходы и алгоритмы, которые помогли бы, с одной стороны, предотвратить возникновение конфликтов, а с другой – защитить его стороны от удручающих последствий.

Андрей Степанов отметил: "Мы живем в другом обществе, практически в прямом эфире, когда любое слово и дело становится достоянием общества. В соответствии с Конвенцией о правах детей, принятой Генеральной ассамблеей ООН в 1989 г., которую Россия подписала 1990-м, интересы детей приоритетны по сравнению с интересами взрослых. И при этом никто не имеет права на дискриминацию по отношению к ребенку и проявление насилия в том числе. Ни в каких ситуациях не нужно забывать, что мы находимся на службе у государства, которое нам доверило жизнь и безопасность детей". Обратил он внимание и на то, что наряду со школьниками жертвами конфликтов становятся и учителя. Таких случаев в современной практике немало.

Светлана Блинова, заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации района, высказалась за то, чтобы родители из объектов профилактической работы превратились в ее субъекты. Евгения Цапаева, председатель общественной организации "Совет родителей Тюменского района", отметила возрастающую тенденцию вовлечения в жизнь школ наиболее деятельных, ответственных и неравнодушных родителей, подчеркнув, что члены семей школьников все активней проявляют себя в образовательной и внеурочной деятельности, в решении актуальных вопросов безопасности, питания, здорового образа жизни и занятости детей. Такая практика складывается и в Переваловской школе.

Директор Червишевской школы Татьяна Придорогина подчеркнула возросшую значимость практической психологии и позицию педагогов школы, направленную на мирное разрешение конфликтов.

Руководитель Кулаковской школы Андрей Ионов обратил внимание собравшихся на близкую к абсолютной открытость работы педагога. Учитель круглые сутки доступен онлайн. Он в постоянном диалоге с учащимися и родителями в группе Viber или ВКонтакте, на страницах школьного сайта, по телефону, ежедневно ведет электронный журнал класса и делает записи в электронных и бумажных дневниках, – то есть постоянно находится под всевидящим оком общественности. Любой родитель, нашедший время для посещения школы, обязательно будет принят директором, завучем или учителем-предметником по любому вопросу. Он уверен, что такой порядок вещей установлен в каждой школе района. А потому администрация и педагоги образовательных учреждений – за укрепление диалога и взаимодействие с родительским сообществом.

Обсуждалась на круглом столе и идея установки видеокамер в классах, что помогло бы избежать многих проблем с ученической дисциплиной. А также необходимость доработки пакета нормативных документов образовательных учреждений, касающихся правил поведения учащихся и мер дисциплинарной ответственности. Начальник МО МВД "Тюменский" Александр Попов и заместитель прокурора Тюменского района Денис Тамашакин – за активную практику их применения. Ребята разных возрастов должны хорошо понимать, что такое хорошо и что такое плохо, и знать не только свои права, но и обязанности.

Доктор педагогических наук и руководитель Центра внешкольной работы "Дзержинец" Ольга Селиванова говорила о необходимости поддержки престижа учительского труда, который сегодня трактуется как оказание образовательных услуг, и авторитета учителя. Учитель – не обслуживающий персонал, у него по-прежнему высокая миссия – учить детей. Ученый и педагог посоветовала никогда не уходить от конфликта.

О "непедагогичности" увольнения учителя ОБЖ из школы высказалась Екатерина Кузнецова, мама двух боровских школьниц. Она считает отставку педагога несправедливой. Многие воспринимают ее так, будто любая провокация не слишком утруждающих себя собственным образованием детей имеет право на существование, а педагог при этом должен всегда оставаться безмятежно спокойным и никогда не ошибаться. Учитель остался без работы, учащиеся – без учителя, уроки которого им нравились, а пятеро подростков, которые довели его до нервного срыва и увольнения, – герои.

Участники круглого стола сошлись во мнении в необходимости тщательной психологической подготовки молодых педагогов к работе в конфликтной ситуации, разработке алгоритма поведения педагога, сталкивающегося с провокациями и манипуляциями со стороны обучающихся.

Вопрос использования гаджетов на уроках в школе тоже был в центре обсуждения участников круглого стола. Он, по мнению большинства, в том числе и членов советов обучающихся, принявших участие в круглом столе, также должен быть четко прописан в правилах внутреннего распорядка школы.

По итогам круглого стола будет разработана и принята резолюция. А пока каждому школьному коллективу предложено обсудить вопросы круглого стола в своих коллективах и обязательно пригласить к разговору родителей и представителей общественности.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "Образование"

comments powered by HyperComments