Традиции сибирского ковроткачества

Центром передвижной выставки «Сибирский ковер», открывшейся недавно в Успенке, стал ткацкий станок, который хранится в музее села. Этот станок помнит традиции кармацкого ковроткачества.

В XVII веке технологии ковроткачества пришли в Сибирь вместе с товарами из Бухары. Местные мастерицы переняли это ремесло, создав собственный рисунок: букеты ярких маков, пионов или роз на черном фоне, олицетворяющие землю и ее плодородие. Махровые ковры ткали из овечьей шерсти, которую и пряли, и красили сами.

К XVIII веку это ремесло получило широкое распространение среди крестьян: им владели женщины почти в каждом доме. Вторая половина XIX века стала периодом расцвета сибирского ковроткачества. На смену надомным ковровщицам пришли артели и фабрики. Ежегодно они изготавливали до 80 тысяч штук ковров разных размеров – "кабинетных", "настольников", "насундучников" – и торговали ими на всех крупных ярмарках. Преимуществами сибирских ковров стали не только их яркая красота и отменное качество, но и достаточно низкая для такого изделия цена.

Традиционный промысел сохранился до наших дней. Сейчас в Сибири такие ковры делают на фабрике в Ишиме, где работают 8 мастериц. На изготовление одного ковра двумя парами рук уходит три месяца.

Сохраняя традиции, в музейном комплексе имени Словцова в Тюмени проводятся интерактивные экскурсии и мастер-классы по ковроткачеству, а передвижной выставочный проект дал возможность познакомить с этим ремеслом жителей тюменских сел.

На территории нынешнего Тюменского района наиболее крупными центрами ковроткачества были Каменка, Кулаково и Успенка. Успенские получили известность как ковры "кармацкого дела". Ткацкий станок был когда-то во многих домах Успенки, а сегодня его можно увидеть лишь в сельском музее. Этот станок и стал центром передвижной выставки: на нем любой житель и гость села могут изучить тонкости ковроткачества. В тесное помещение увешанного махровыми коврами зала набилось множество народу. И стар и млад хотели испытать себя в этом деле.

Кстати, деревянный станок, на котором можно ткать все, начиная от узкого пояса и заканчивая толстым ковром, специалисты считают "неубиваемым": его довольно трудно сломать, а вместо износившейся детали всегда можно выточить другую. К сожалению, имя человека, который принес этот станок в дар сельскому музею, не сохранилось. И ни одной мастерицы-ковровщицы сегодня в Успенке нет…

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "Музей"

comments powered by HyperComments