"Я тот, кто это видел..."

Участник Великой Отечественной войны Иван Арсентьевич Афанасьев поделился своими воспоминаниями с тремя поколениями жителей поселка Винзили.

Он рассказал о трудовом и боевом пути, о друзьях-товарищах и о встрече с Героем Советского Союза Самойло Репутиным.

Иван Афанасьев родом из деревни Марай, но поселок Винзили ему хорошо знаком: еще в 1942-м он обошел его вдоль и поперек. В тот год юный Иван, бригадир артели имени Ворошилова, вместе с допризывниками из соседних населенных пунктов был в Винзилях на сборах. Поселили ребят в деревянном клубе, а Ивана – как самого грамотного да к тому же уже имевшего опыт руководства людьми, назначили командиром взвода.

Сегодня Иван Арсентьевич приехал в школьный музей, где собрались те, кому интересно послушать рассказ очевидца событий почти 80-летней давности: школьники, члены "Боевого братства", ветераны. Три поколения патриотов.

Председатель районного совета ветеранов Татьяна Вавилова рассказала о том, что 2019-й для "столичного" – год юбилеев героев Советского Союза: 95 лет Тимофею Несговорову из Салаирки, 105 – Ахметрашиту Аширбекову из Ембаево и Самойле Репутину из Тачкала. Рассказала и о том, что совет ветеранов обратился в несколько муниципальных образований с предложением назвать одну из новых улиц именем героя, и улица Самойло Репутина будет в деревне Падерино.

Руководитель школьного музея Галина Бакалова сообщила, какие факты известны школьникам о герое Репутине: в армию он был призван в 1936-м, служил на Дальнем Востоке. С 1941-го на фронтах Великой Отечественной. Командовал батареей, дивизионом истребителей танков. За подвиг на Курско-Орловской дуге получил звезду Героя. До победы не дожил трех месяцев. 31 января 1945-го, будучи тяжело раненным, не покинул поле боя и умер от ран.

А в 1943-м, когда он приехал на побывку в родной Тачкал, произошла встреча допризывника Афанасьева и Героя Советского Союза Репутина.

Иван Арсентьевич много раз рассказывал эту историю: как в августе 1943-го вызвала его комсомольский секретарь Катя Пашкова и сообщила, что предстоит Ивану передать привет от комсомольцев Марая Герою Советского Союза Самойле Репутину. Как ехал он в Тачкал, всю дорогу думая о том, что скажет он герою, что ответит ему герой… Как не застал его дома и поехал к председателю Крутых, который приходился Репутину тестем… Как сел за стол напротив героя, слушал его и отвечал на вопросы. "Когда прощались, и герой встал, я увидел, что он ниже меня ростом, но крепкий, коренастый. Разговаривал со мной, как с равным, хотя разница меж нами была 10 лет".  

Самойло Репутин был образованным человеком. Он закончил техникум и до службы работал зоотехником в колхозе "Новая жизнь". Настолько образованных людей ни в Марае, ни в Тачкале не было, вспоминает Иван Арсентьевич. Самойло Репутин мог бы многого достичь, если б поехал учиться в военную академию, куда его направляли. Но от учебы герой отказался: война заканчивалась, победа и мирная жизнь казалось совсем близкими...

В Винзилях случилась неожиданная встреча Ивана Арсентьевича Афанасьева с жителями уже несуществующей деревни Тачкал. Рассказывают, создали ее высланные с европейской части России субботники – члены довольно большой секты, искавшей улучшенный вариант христианства. Представители этого течения почитали субботу вместо воскресенья, были трудолюбивы и дисциплинированны, и, оказавшись в Сибири, основали здесь процветающие деревни. Бывшие жители Тачкала, а ныне винзилинцы Зинаида Тихоновна Борисова и Тамара Тихоновна Бердинских рассказали, что их предки, носившие фамилию Крутых, были сосланы сюда с Украины. Понравились им эти места, здесь и остановились. Сначала жили в шалашах, а потом и дома построили. Тачкал, вспоминают, была большая красивая деревня, окруженная лесом. Хозяйства крепкие. Мужиков на фронт на тройках с бубенцами провожали.

Жаль, что нет больше той деревни. Укрупнение колхозов смело ее с лица земли.

На встрече Иван Арсентьевич прочел стихи из своего последнего, уже десятого сборника, который он назвал "Напрямик". "Я всю жизнь шел напрямик: и когда стал бригадиром в колхозе, и на фронте, и когда работал на Севере, и в пожарной охране", – говорит он о себе.

Смолоду Иван Арсентьевич стихов не писал, не до того было. В 1986-м вышел на пенсию, начал строить дом на дачном участке в деревне Костылево, потом другие дела нашлись. А в 90-е наступила пора заслуженного отдыха, и пришло неожиданное увлечение, о котором в прежние годы он и не помышлял: ветеран начал писать стихи. Они сложились как-то сами собой, когда захотелось изложить на бумаге воспоминания о боевом товарище сержанте Грабчуке. ... Снайперскую школу Иван закончил на отлично. В августе 1944-го оказался в действующей армии. Его, 20-летнего, назначили командиром отделения. Был в отделении сержант Грабчук Семен Григорьевич, красивый голубоглазый белорус. В мирное время необстрелянный командир и бывалый сержант работали бригадирами. Но не только это объединяло 20-летнего паренька и 44-летнего мужчину. На войне они дважды вместе ходили в рукопашную, а это дорогого стоит. Грабчук стал первым наставником Афанасьева: "Летит снаряд, а где взорвется, я не понимал, и он мне объяснял". Эти знания не раз спасали жизнь Ивана Арсентьевича. Оба солдата считали, что на войне нельзя допускать страх в душу: страх деморализует, а действовать надо обдуманно, пусть даже на обдумывание – доли секунды…

В одном из боев сержант Грабчук был тяжело ранен: пуля прошила ему легкое. Друзьям даже попрощаться не удалось: отделению дана была команда грозиться в студебеккер, а раненого отправили в санбат. Жив ли он остался, неизвестно. Спустя десятилетия Иван Арсентьевич посвятит ему одно из первых своих стихотворений и назовет его "Красная ракета". Красная ракета – сигнал к атаке…

Надо было видеть как Ивана Афанасьева, непосредственного участника тех далеких событий, слушали школьники!.. А как слушали парни из кадетских классов, из "Боевого братства"!.. И сколько нового узнавали на этой встрече ветераны!

Сергей Пономарев, руководитель винзилински "афганцев" и "чеченцев", повязал Ивану Арсентьевичу шарф с символикой "Боевого братства", показал фотографии тех мест, где пришлось воевать уже в мирное время. У мужчин оказалось много общих тем: об оружии, об атаках, о снайперах, о том, как пережить гибель боевых товарищей…

Их осталось так мало – людей, видевших войну своими глазами.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "Винзили"

comments powered by HyperComments