Каменский кряж

Таким я всегда представляю моего тестя, участника Великой Отечественной войны, депутата сельского и районного Совета, председателя Каменского сельского Совета Василияй Ивановича Мальцева.

Его давно уже нет с нами, как и его жены, моей тёщи Елизаветы Алексеевны, но память всё чаще возвращает меня в прошлое, делая его всё более интересным и значимым.

На покосе

- Ребятки, пошевеливайтесь, а то, не ровен час, дождь всё испортит! – голос Василия Ивановича доносится глухо, самого его из-за копён и не видно. Работы осталось минут на тридцать-сорок. Мы подаём душистое сено на стог, где его принимает моя красавица-жена, дочь Василия Ивановича и Елизаветы Алексеевны, Людмила. Зарод получился высокий, красивый, и вот мы уже отдыхаем под нашим произведением в тени. Солнце нещадно палит, дождь проходит стороной.

- Андрейка, - кричит дед Василий внуку - нашему с Людмилой сыну-подростку, - вон там, за кустами, должна быть ляга неглубокая! Добеги, посмотри, нет ли там рыбки! Во время разлива реки вода заходит в лягу и остаётся там.

Вскоре Андрей зовёт нас с матерью на помощь:

– Папа, мама, идите быстро сюда. Тут рыбы полным-полно!

- Вилы возьмите, да помутите там. Рыба-то и высунется. Глядишь, и наловите чего, - напутствует дед.

Голыми руками выкидываем из ляги на поляну трепещущуюся щурагайку. Возвращаемся с сенокоса довольные, мокрые, полные впечатлений от нетрадиционной рыбалки. Уже через час сидим за обеденным столом, уплетая жаренную в сметане рыбу.

Семьёй крепок человек

Мой тесть был каменским старожилом. Знал всех, и все знали его. Фронтовик, воевал на Ленинградском фронте, был в окружении. Из-за тяжёлого ранения получил инвалидность. Имел много государственных наград. Люди шли к нему за советом и с жалобами. Сначала как к депутату и председателю сельского Совета, а потом по привычке. Знали, что не прогонит, не нагрубит, даст дельный совет и, если надо, урезонит. Беспокойное сердце было у этого человека. Неслучайно, вдобавок к своим должностям, был он ещё и членом комиссии народного контроля и председателем товарищеского суда.

Семья Мальцевых была в Каменке одной из крепких, положительных: никто не курил, дочь Людмила и сын Владимир получили высшее образование. Дружно отмечали праздники, хотя из выпивки культа не делали.

Владимир, мой шурин, был младше сестры на шесть лет. В прошлом военный, подполковник, кандидат наук. Оставив карьеру военного, занялся бизнесом. Василий Иванович гордился сыном.

Людмила с первого захода сдала экзамены на водительские права, прыгала с парашютом и была спортсменкой-разрядницей по лыжам. Познакомила нас общественная работа – были мы с ней комсомольскими активистами. Заложенный, запрограммированный уклад жизни её родителей наложил отпечаток на нашу жизнь. В Каменке часто бывали наши дети, здесь была наша продовольственная база, а потому наши выходные и отпуска мы проводили тоже здесь: садили, пахали, косили. И сегодня мы об этом с женой нисколько не жалеем.

Работать надо

- Какая может быть работа, если пора сено ставить! – звонит тесть по телефону в пятницу. – Никаких дел! Жду утром всех!

Сделать вовремя, и не просто сделать, а выполнить работу быстро и красиво – вот истинное кредо Василия Ивановича. Ну, например, дрова наколол – сложи в поленницу красиво, а после - подмети, собери щепки для растопки в баню. Казалось бы, подмести можно и завтра. Ан, нет! Соседи скажут: во дворе мусор. Поэтому грядки в огороде – ровные, копны на покосе – красивые, у деревьев стволы – побелены, во дворе – чистота и порядок. Дров на пятилетку вперёд.

Бывало, делится с нами:

- А я как в магазин иду, так в сельсовет загляну. То свет не горит вечером на улице, то вода из колонки сильно ржавая идёт, то утром пастух поздно коров гонит, а вечером рано возвращается – непорядок. Заставляю власть шевелиться. Разобрался с продавщицей. Это ж надо додуматься – старух обсчитывать.

Часто в гости к Мальцевым заходили Зинаида Ивановна и Николай Афанасьевич Сапухины с Малой улицы. Она педагог со стажем, а Николай Афанасьевич работал кладовщиком на зерноскладе. Заходили, чтобы поговорить о том-о сём, перекинуться в подкидного. Такие вечёрки предназначались для единых по духу и возрасту людей. Иннокентий Александрович Соколов – пенсионер, сосед через забор. Обсуждали виды на урожай, колорадский жук появился (раньше его не было), вода в реке спала.

Светлая память

Моя тёща – Елизавета Алексеевна Мальцева. Добрейшей души человек, маленькая, хлопотливая. Она раньше всех вставала и позже всех ложилась. И вообще – непонятно было, когда отдыхала эта непоседа. Утром просыпаешься, а из кухни пахнет свежеиспечёнными творожными шаньгами. В ней росту метра полтора и рядом с большим, высоким и грузным мужем она вообще где-то теряется. Муж и жена – два совершенно разных человека.

Если Василий Иванович был прижимист до скупости, то Елизавета Алексеевна последнее готова была отдать; если муж приляжет после обеда отдохнуть, то жена моет посуду, бежит в огород полоть и т.д. Порой мы ехали в деревню не столько за продуктами, а чтобы помочь этой неутомимой труженице. Но, если кто попадёт ей под горячую руку, острого языка не миновать.

Осенью 2001 года тихо ушла из жизни Елизавета Алексеевна. Десять дней пролежала в коме и скончалась. Лишь год с небольшим пережил её Василий Иванович. В последний путь его провожала вся деревня. Был он персональным пенсионером Всесоюзного значения, почётным гражданином села Каменка, местная пионерская дружина носила его имя. Для многих он остался символом эпохи, принципиальности и доброго отношения к людям.

Мы с женой счастливы в доме Василия Ивановича и Елизаветы Алексеевны. Как только доведётся всем нашим родным собраться здесь вместе, первый тост обязательно поднимем в честь старого каменского кряжа Мальцева Василия Ивановича и его жены Елизаветы Алексеевны. Светлая им память!

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "Славим человека труда"

comments powered by HyperComments