Начальник управления образования Тюменского района Ольга Буторина

"Открывая двери в будущее…"

Высказать точку зрения на Послание губернатора Тюменской области к областной думе и общественности региона, рассказать о приоритетах образования «столичного» мы попросили начальника управления образования администрации Тюменского района О.Н.Буторину.

– Педагогическая общественность Тюменского района с большой заинтересованностью восприняла традиционное Послание губернатора "О положении дел в области и перспективах её развития". Для нас это является компасом, по которому мы сверяем направление своего движения и развития образовательной системы Тюменского района в целом.

В.В.Якушев неоднократно говорил, что не случайно к образовательной системе приковано общее внимание, ведь именно она формирует будущее страны и региона. Результаты нашей работы определяют это будущее. И ощутимые победы и результаты, которыми образование "столичного" по праву гордится, позволяют нам говорить о верно выбранном векторе развития. Отвечать современным вызовам нам удаётся, и догоняющий, инерционный вариант развития, от которого предостерегает в Послании губернатор, – точно не вариант Тюменского района.

Этот учебный год мы начали под эгидой нового витка изменений. Они касаются как методической, так и социально-этической составляющих образовательных отношений. Трансформация урока, образовательной среды, перезагруз делового оборота, выстраивание дружественной логистики пребывания в школе родителей – задачи, которые наши образовательные учреждения решают в этом году. Этическая проблема перекладывания ответственности за воспитание ребёнка на школу и ослабления роли семьи в формировании мотивации ребенка к обучению, тема иждивенческого отношения к школе также активно обсуждались на форуме и звучала в обращении губернатора к педагогическому сообществу.

Не случайно первое августовское совещание педагогов прошло в расширенном составе, и участвовали в нём представители среднего, профессионального, высшего и дополнительного образования, лидеры профсоюзного движения, руководители и специалисты муниципальных органов управления: образования, спорта и молодёжной политики. Ведь красной нитью через всю работу форума проходила идея межведомственного взаимодействия в сфере образования. Идея взаимодействия на нашей территории находит сегодня самые убедительные воплощения, стоит только вспомнить хорошо известный девиз "столичного" – "Один район – одна команда".

Нынешнее Послание губернатора живо перекликается с теми установками, которые педагоги получили от Владимира Владимировича на областном августовском педагогическом форуме. Оно выявляет возможные риски и указывает направления их коррекции. И педагогическое сообщество района просчитывает риски своей деятельности.

Риск первый – мимикрия под изменения. Постоянно находясь в поле происходящих изменений, мы научились не только чутко реагировать на эти изменения, но ещё и приспосабливаться к ним. Мимикрия под изменения и конформность к ним – это то, что может свести на нет весь результат работы. Поэтому остро стоит вопрос персональной ответственности каждого педагогического работника за результаты качества образования.

Ещё один риск, который отчётливо видится, – отсутствие сфокусированности на изменениях. Да, изменения идут. Но не каждый руководитель умеет сегодня обобщить изменения в разных сегментах образовательных отношений в своём учреждении, адекватно оценить потребность изменений, донести имеющиеся результаты до общественности. Почему сегодня у отдельных родителей нашего района нет уверенности в компетентности школы? Потому, что не все знают о тех изменениях, которые происходят в школе. Мы открываем двери школы для родителей, социальных партнёров, общественности.

Педагогическое сообщество учитывает эти риски и ищет пути их нивелирования, и во многом благодаря межведомственному взаимодействию, о котором губернатор говорит в послании, образовательные учреждения района уверенно противостоят вызовам времени.

Одним из наиболее ярких и интересных воплощений такого взаимодействия стали имиджевые проекты наших образовательных организаций, инициированные управлением образования в этом году. Создан портфель проектов, каждое учреждение реализует проект в соответствии с социальным запросом своей территории и индивидуальности. И перечень социальных партнёров наших образовательных организаций убеждает в том, что межведомственное взаимодействие является реалией жизни образовательного пространства района, инструментом расширения этого пространства, формой, которая "придаёт целостность социальной ткани".

Чикчинская средняя школа им. Х.Х.Якина реализует проект "Экологический сад "Питомник", направленный на формирование экологической и исследовательской культуры ребёнка. Партнёры проекта – ТОО "Центр свободы", Молодёжный центр "Поколение", СГ ДП "Барс", школьное лесничество "Лесные робинзоны", лесничество "Тахталинское".

Успенская школа работает над реализацией проекта "КВН "Школьные игры 3+", цель которого – развитие интеллектуальных способностей и социальных компетенций ребёнка. Их социальные партнёры по проекту – МАУ ТМР "Центр культуры и досуга "Родничок", АО "Успенка", ЦРТ "Созвездие".

Имидж-проект Мальковской средней школы – "Школьный медийный холдинг "ВШколе" - реализуется при активном участии Ассоциации молодых журналистов Тюменской области, ООО "ТюменьПроектСервис" и воплощает актуальную идею объединяющего информационно-коммуникативного пространства для участников образовательных отношений и социума, центром которого является школа.

Луговская школа создаёт проект "Спортивный клуб "Спарта", в чём ей помогают МАУ ЦФС "Луговое", детско-юношеская спортивная школа Тюменского района N 1, ДЮСШ "Тура". Вместе они занимаются популяризацией школьного спорта, пропагандой здорового образа жизни и разумного досуга.

Кулаковская средняя школа заняла нишу профориентационной деятельности с проектом "Допрофессиональное самоопределение учащихся сельской школы в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов". Их партнёрами стали государственный аграрный университет Северного Зауралья, Тюменский лесотехнический техникум и Тюменский колледж водного транспорта. Реализация проекта будет способствовать социализации и готовности школьников к профессиональной деятельности.

Профессионально ориентирован и проект Горьковской школы "Социальная практика как средство формирования готовности обучающихся". Помогают профессиональному самоопределению партнёры проекта ЗАО АПКК "Рощинский", ООО "Рыбник", КФХ "Луговое", ТООО Центр "Свобода".

Имиджевый проект Богандинской школы N 2 "Портрет выпускника" направлен на повышение мотивации детей к учёбе, развитие творческих способностей учащихся, воспитание чувства ответственности за своё здоровье, отношение к другим людям, гражданскую позицию. Помогают им в этом МАУ ТМР "Центр культуры и досуга "Премьера", ДЮСШ N 2, Богандинская школа искусств "Вдохновение", Центральная библиотечная система района.

Андреевская средняя школа продвигает проект "Модель работы с одарёнными детьми в условиях реализации этнокультурного компонента". Её социальные партнёры – областная газета "Янарыш", журнал "Ак калфак", НКА татар Тюменского района. Цель проекта – выявление и сопровождение одарённых детей.

Борковская школа занимается художественным проектом "Достопримечательности России" при участии социальных партнёров - ЦКД "Надежда", родительского комитета школы, "БК Типография" г. Тюмень, ООО "ТК Кан-Тэррия". Проект направлен на развитие творческого потенциала учащихся, приобщение их к миру искусства, воспитание устойчивого интереса детей к истории и культуре своей Родины, а также на совершенствование образовательной среды.

Можно перечислять и далее. Часть проектов уже прошли этап публичной защиты и реализуются, оставшиеся будут защищены и запущены в ближайшее время.

Хочется сказать подробнее и о вызовах, обозначенных губернатором в послании. Говоря о межведомственном взаимодействии, одним из вызовов он видит отсутствие современного содержания в современных формах. Мы убедились в том, что привычные формы взаимодействия, будь то профилактическая работа, здоровьесбережение или проектная деятельность, должны неизбежно обновляться. Интерактивом, практической ориентацией, информационными технологиями, привлечением новых партнёров.

И прежде всего – привлечением родительской общественности. Учить родителей быть хорошими родителями, формировать у них социальную ответственность за ребёнка, не перекладывая генеральную ответственность за воспитание на школу, прекратить культивацию иждивенческой родительской позиции "Школа, воспитай ребёнка, мне пока некогда" - это тоже задачи школы, и поэтому родители должны быть нашими главными партнёрами. В Послании губернатора обозначен ещё один вызов, сопряжённый с жизнью родителей в образовательной организации, - это вопрос общественной инициативы, общественного управления. Он предостерегает от того, чтобы органы общественного управления не стали "ширмой" для кого-то, а были "честным зеркалом" - в нашем случае, зеркалом школьной жизни. В Тюменском районе сегодня создана действенная родительская общественная организация "Родительский совет Тюменского района", которая является рупором родительской общественности и активным соучастником образовательных мероприятий района.

Читая послание, мы понимаем, что идём на полшага впереди. Проект "Зелёные лаборатории под открытым небом", с прошлого года действующий в образовательных организациях Тюменского района, направлен на формирование экологической культуры ребёнка. Знающий цену труда, любящий свою землю и уважающий людей ребёнок никогда не позволит замусорить свой дом, двор, село. "Это вопрос культуры, вопрос воспитания общества, вопрос коллективной и личной ответственности", - говорит губернатор в своём послании об одном из вызовов – отсутствии сформированной экологической культуры населения.

Воспитание любви к земле, к своей малой родине – это тема и образовательно-культурного проекта "Юбилейными дорогами", приуроченного к грядущему в 2018 году 95-летию Тюменского района. Проект, призванный не только формировать чувство патриотизма, гордости за свой край, но и развивать образовательный туризм, уметь представить достижения своего села, людей, живущих по соседству, станет новым образовательным событием для нашего района.

Конечно, открывать двери в будущее совсем непросто. Педагогическое сообщество Тюменского района продолжает кропотливую работу по духовному и методическому объединению коллективов реорганизованных организаций, идёт непрекращающаяся работа по приведению зданий школ и детских садов в нормативное состояние, организуется досуговая занятость детей. То есть делается всё, чтобы школы Тюменского района были "объектами, обеспечивающими полноту и многогранность человеческого существования", к чему призывает губернатор.

Каждый руководитель образовательной организации нашего района сегодня понимает, что управлять процессом можно, только видя аспекты взаимодействия, способные обеспечить положительные изменения. Видеть перспективы и принимать управленческие решения на опережение – одно из главных требований к современному руководителю. Послание губернатора укрепляет нас в этом видении.

У педагогического сообщества Тюменского района на сегодня есть понимание того, что развития образования не может быть без тесного контакта с окружающим миром. Транспортная и информационная доступность для освоения культурного пространства, межведомственный и межмуниципальный диалог – это реальность, в которой образование Тюменского района уже проживает активную жизнь. И, может быть, педагоги Тюменского района более, чем кто-либо другой, созрели для тех масштабных культурологических проектов, о которых говорил В.В.Якушев.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "Владимир Якушев"

comments powered by HyperComments