Охранявший Сталина и Черчилля
- 09 мая 2020, 09:00
- Владимир ПОРОТНИКОВ
- Общество
Когда гитлеровские войска вероломно вторглись в пределы СССР, 20-летний уроженец Ембаево Фархад Муслимов служил далеко от Москвы – в глухом Забайкалье, в составе 152-й пехотной дивизии.
Вряд ли думал молодой солдат, уходя осенью 1939-го на службу, что домой вернётся спустя семь томительных лет.
Война для него началась под Смоленском, когда он, свежеиспечённый выпускник школы младших командиров, впервые воочию увидел смерть: эшелон, почти безостановочно проследовавший через всю страну, подвергся налёту фашистских истребителей.
Десятки молодых безусых солдат приняли тогда мученическую смерть. Для сержанта Муслимова такой оборот стал полной неожиданностью: они ни сном ни духом не ведали, что началась война – двери вагонов на всём пути следования строго-настрого запрещено было открывать, а уже в Забайкалье, в начальной точке маршрута, им и вовсе не сочли нужным объяснить, куда и с какой целью потребовалась вдруг срочная отправка.
Боевое крещение он получил под Москвой, где во время одной из стычек с фашистами лишь чудом остался в живых, когда наши красноармейцы сошлись с неприятелем врукопашную. Один из гитлеровцев едва не прошил Муслимова автоматной очередью: повезло старшине, успел на какое-то мгновение опередить фрица…
Затем освобождал от захватчиков Варшаву и даже был награждён польским орденом. Великую Отечественную закончил в Дрездене – одном из красивейших городов Европы, к исходу войны основательно разрушенном.
14 июня 1945-го, ровно четыре года спустя после начала войны, на Красной площади советской столицы состоялся Парад Победы. Фархаду Муслимову выпала огромная честь стать одним из его участников. Никогда ранее не доводилось ему воочию видеть стольких прославленных полководцев – Жукова, Рокоссовского, Конева, Говорова!.. Да что там – самого Сталина и его свиту, расположившихся на верхотуре мавзолея… И пусть издалека, пусть краешком глаза – согласитесь, не каждому смертному выпадала столь уникальная возможность. И уж наверняка не предполагал тогда простой крестьянский сын из далёкой Сибири, что какое-то время спустя доведётся ему видеть, и – более того, охранять – не менее именитую когорту вождей, лидеров союзных держав, собравшихся в пригороде павшей столицы рейха Потсдаме на ставшую поистине судьбоносной конференцию.
Случилось это столь же неожиданно. По возвращении в родную часть, уже после Парада Победы, старшина Муслимов был назначен командиром комендантского взвода. Собственно, ничего неожиданного в том не было: воином он был храбрым, дисциплинированным, исполнительным и смышлёным, одним словом, зарекомендовал себя с положительной стороны. Непонятно было другое: взвод вдруг с иголочки обмундировали и перевели на усиленный режим питания. Правда, и муштровать стали с большим рвением: бойцы часами чеканили на плацу шаг, возвращаясь в казарму обессиленные от усталости. Позже молодым командирам всё же дали понять, что к чему, не вдаваясь, естественно, в детали.
Территория вокруг дворца Цециллиенхоф, где разместились представители Советского Союза, США и Великобритании, была взята в три плотных кольца охраны: два первых составляли кремлёвские офицеры, а Муслимов с сослуживцами нёс вахту в третьем кольце, с оружием в руках – это был ППШ – сосредоточенно наблюдая за каждым, кто появлялся близ запретной зоны. Однажды даже довелось задержать некоего показавшегося подозрительным типа с фотокамерой в руках: его препроводили, куда следует, а бдительного старшину чуть позднее представили к медали "За боевые заслуги".
В Ембаевском районном музее-заповеднике татарской истории и культуры, в зале боевой и трудовой славы, висит китель Фархада Галиулловича, его фотография, где он ещё в сержантских погонах, и – благодарность "самого" Лаврентия Берия – "за образцовую службу по охране участников Берлинской конференции, глав правительств государств-победителей".
В Потсдаме старшина Муслимов находился в течение всего времени, пока шла конференция, ключевым вопросом которой был вопрос о демилитаризации Германии, то есть с 17 июля по 20 августа 1945-го. Ему посчастливилось, помимо генералиссимуса Сталина, видеть Черчилля и Трумэна, Молотова и Калинина, многих других, чьи имена прочно вошли в историю.
Собственно, и сам Муслимов в каком-то роде личность историческая. Пройти от начала и до конца всю войну, участвовать в рукопашной схватке с гитлеровцами, удостоиться чести быть на историческом Параде Победы – всего этого куда как достаточно для одной биографии.
После войны – на которой, кстати, погибли два его брата – Фархад Муслимов вернулся в родное Ембаево. Вскоре женился на своей односельчанке Тимербике. Более полувека прожили супруги вместе, воспитали пятерых детей, дождались внуков. Внуки уже давно взрослые, но наверняка помнят рассказы Фархада Галиулловича о войне, что, конечно же, добавляет им гордости за деда.