Как из Тюмени в Москву на лыжах ходили
- 26 января 2025, 12:03
- Мария КОРАБЛЕВА
- Краеведение
Этот снимок опубликован в газете «Красное знамя» за 1961 год. На нем изображены участники лыжного перехода Тюмень – Москва и народный комиссар обороны Климент Ворошилов.
Переход был совершен в январе-феврале 1934 года, а снимок предоставил газете Николай Федорович Карталов, работник Успенского сельсовета. На снимке он третий слева.
Лыжные походы не были редкостью в советской стране, но переход тюменцев в 1934 году вошел в историю как сверхдальний и скоростной. За 32 ходовых дня группа прошла почти 2200 километров пути.
Накануне нового 1934 года в Тюмени проходила партийная конференция 65 стрелковой дивизии Красной Армии, штаб которой находился в городе. На ней приняли решение: в преддверии XVII съезда Коммунистической партии отправить на лыжах в Москву шесть лучших спортсменов-красноармейцев с рапортом о достигнутых успехах.
Выбор пал на отличных физкультурников Гаврикова, Карталова, Куценко, Зубанова, Хмелева и Егорова. Командиром назначили Гаврикова.
Задача была непростой. Более 2 тысяч километров предстояло пройти по лесам, горам и равнинам, доказать выносливость и несгибаемость воинов-сибиряков.
5 января 1934 года после торжественных проводов в Тюмени шестерка красноармейцев-осовиахимовцев отправилась в дальний путь.
За переходом тюменских лыжников благодаря радио и газетам следила вся страна. В Тюмени была вывешена карта, на которой ежедневно отмечали путь следования отважной шестерки.
Газета "Красное знамя" за 1934 год сообщает:
"Первую остановку лыжники сделали в Тугулыме, где состоялась незабываемая встреча с колхозниками. 80-летний колхозник на встрече сказал: "Век доживаю, а не видел и не слышал, чтоб из Тюмени в Москву на лыжах ходили".
Самым трудным был переход Красноуфимск - Сарапул. Участок Сарапул - Казань протяжённостью 128 км пройден за одни сутки, Арзамас - Муром – 123 км – за сутки. Шли днём и ночью. Отдыхали мало. По дороге вели разъяснительную работу о значении лыжного спорта, передавали свой опыт военным кружкам, распространяли билеты 8-й лотереи Осоавиахима".
Журнал "Уральский следопыт" за 1960 год приводит рассказ одного из участников похода Георгия Куценко:
"Приближались к Свердловску. За спиной уже 341 километр. Устали. Сильно мешали набитые рюкзаки. Нарядные светлые костюмы с эмблемой "Тюмень – Москва" на груди давно утратили свою привлекательность.
Самым тяжелым был переход Красноуфимск – Сарапул: без конца крутые подъемы, обрывы. Всю дорогу ветер в лицо. Продвигались очень медленно. Стоит лишь разлететься с горы – и не заметишь, как перед тобой пропасть: прямо головой в снег! Обходили горами и густым лесом десятки километров. И все-таки в сутки делали по 116 – 120 километров.
В Казани начальник перехода Гавриков от лица всех шести дал слово сократить переход на четыре дня. Но не так-то просто выполнить обещание. Только вышли из Казани – дождь. Сняли лыжи – и пешком до намеченного пункта. Все же дошли вовремя. Сократили дневки в Арзамасе и Муроме. Наконец последний переход: Люберцы – Москва…"
6 февраля тюменские лыжники вошли в столицу, пройдя почти 2200 километров. А уже 8 февраля их принял народный комиссар по военным и морским делам Климент Ефремович Ворошилов. Как рассказывал участник перехода Николай Карталов, нарком беседовал с красноармейцами минут 40. Он интересовался их здоровьем, расспросил, как дошли, как устроились, как жизнь в дивизии и, подарив каждому золотые часы, сказал: "Но смотрите, нос не задирать!".
Часы именные, на обороте крышки выгравировано: "Участнику лыжного похода Тюмень – Москва тов. Карталову от Наркомвоенмора".
Год спустя Николай Карталов повторил маршрут – уже в качестве командира женской команды. 2 января 1935-го из Тюмени в Москву отправилась группа из пяти лыжниц – жен красных командиров 65 стрелковой дивизии. Не все они были опытными спортсменками, но перед походом все прошли обучение владением оружием. Это очень пригодилось в пути, потому что на маршруте пришлось отстреливаться от волков. Командир Николай Карталов и волков стрелял, и шел вереди колонны, прокладывая путь девчатам.
Дорога была опасной и сложной. То метели, бураны, лютые морозы до -42 градусов, то оттепели, когда идти приходилось пешком, взвалив лыжи на плечо.
В каждом населенном пункте, большом и малом, команде устраивали горячий прием, а в городах девушкам устраивали тщательный медосмотр, ведь их поход носил еще и научные цели. История женского лыжного спорта еще не знала столь дальнего перехода.
Преодолев все трудности, группа благополучно добралась в Москву. Здесь состоялась встреча участников перехода с Климентом Ворошиловым, который вручил отважным женщинам именные золотые часы. Их командир Николай Карталов был награжден фотоаппаратом "Лейка", а от "всесоюзного старосты" Михаила Калинина получил почетное оружие Осовиахима.
Николай Карталов прожил большую жизнь. Он был участником событий на Халхин-Голе, прошел Великую Отечественную. В 1955-м уволился в запас. А в 1961 году отличный лыжник и стрелок, участник двух сверхдальных лыжных походов, подполковник запаса работал в Успенском сельсовете. До конца жизни он пропагандировал лыжный спорт в регионе.
По информации военкомата, размещенной на сайте "Память народа", "дата выбытия 19.08.1989 года"...