В 1934-1935 годах спортсмены из Тюмени совершили два беспрецедентных лыжных перехода из Тюмени в Москву

Как из Тюмени в Москву на лыжах ходили

Этот снимок опубликован в газете «Красное знамя» за 1961 год. На нем изображены участники лыжного перехода Тюмень – Москва и народный комиссар обороны Климент Ворошилов.

Переход был совершен в январе-феврале 1934 года, а снимок предоставил газете Николай Федорович Карталов, работник Успенского сельсовета. На снимке он третий слева.

Лыжные походы не были редкостью в советской стране, но переход тюменцев в 1934 году вошел в историю как сверхдальний и скоростной. За 32 ходовых дня группа прошла почти 2200 километров пути.

Накануне нового 1934 года в Тюмени проходила партийная конференция 65 стрелковой дивизии Красной Армии, штаб которой находился в городе. На ней приняли решение: в преддверии XVII съезда Коммунистической партии отправить на лыжах в Москву шесть лучших спортсменов-красноармейцев с рапортом о достигнутых успехах.

Выбор пал на отличных физкультурников Гаврикова, Карталова, Куценко, Зубанова, Хмелева и Егорова. Командиром назначили Гаврикова.

Задача была непростой. Более 2 тысяч километров предстояло пройти по лесам, горам и равнинам, доказать выносливость и несгибаемость воинов-сибиряков.

5 января 1934 года после торжественных проводов в Тюмени шестерка красноармейцев-осовиахимовцев отправилась в дальний путь.

За переходом тюменских лыжников благодаря радио и газетам следила вся страна. В Тюмени была вывешена карта, на которой ежедневно отмечали путь следования отважной шестерки.

Газета "Красное знамя" за 1934 год сообщает:

"Первую остановку лыжники сделали в Тугулыме, где состоялась незабываемая встреча с колхозниками. 80-летний колхозник на встрече сказал: "Век доживаю, а не видел и не слышал, чтоб из Тюмени в Москву на лыжах ходили".

Самым трудным был переход Красноуфимск - Сарапул. Участок Сарапул - Казань протяжённостью 128 км пройден за одни сутки, Арзамас - Муром – 123 км – за сутки. Шли днём и ночью. Отдыхали мало. По дороге вели разъяснительную работу о значении лыжного спорта, передавали свой опыт военным кружкам, распространяли билеты 8-й лотереи Осоавиахима". 

Журнал "Уральский следопыт" за 1960 год приводит рассказ одного из участников похода Георгия Куценко:

"Приближались к Свердловску. За спиной уже 341 километр. Устали. Сильно мешали набитые рюкзаки. Нарядные светлые костюмы с эмблемой "Тюмень – Москва" на груди давно утратили свою привлекательность.

Самым тяжелым был переход Красноуфимск – Сарапул: без конца крутые  подъемы, обрывы. Всю дорогу ветер в лицо. Продвигались очень медленно. Стоит лишь разлететься с горы – и не заметишь, как перед тобой пропасть: прямо головой в снег! Обходили горами и густым лесом десятки километров. И все-таки в сутки делали по 116 – 120 километров.

В Казани начальник перехода Гавриков от лица всех шести дал слово сократить переход на четыре дня. Но не так-то просто выполнить обещание. Только вышли из Казани – дождь. Сняли лыжи – и пешком до намеченного пункта. Все же дошли вовремя. Сократили дневки в Арзамасе и Муроме. Наконец последний переход: Люберцы – Москва…"

6 февраля тюменские лыжники вошли в столицу, пройдя почти 2200 километров. А уже 8 февраля их принял народный комиссар по военным и морским делам Климент Ефремович Ворошилов. Как рассказывал участник перехода Николай Карталов, нарком беседовал с красноармейцами минут 40. Он интересовался их здоровьем, расспросил, как дошли, как устроились, как жизнь в дивизии и, подарив каждому золотые часы, сказал: "Но смотрите, нос не задирать!".

Часы именные, на обороте крышки выгравировано: "Участнику лыжного похода Тюмень – Москва тов. Карталову от Наркомвоенмора".

Год спустя Николай Карталов повторил маршрут – уже в качестве командира женской команды. 2 января 1935-го из Тюмени в Москву отправилась группа из пяти лыжниц – жен красных командиров 65 стрелковой дивизии. Не все они были опытными спортсменками, но перед походом все прошли обучение владением оружием. Это очень пригодилось в пути, потому что на маршруте пришлось отстреливаться от волков. Командир Николай Карталов и волков стрелял, и шел вереди колонны, прокладывая путь девчатам.

Дорога была опасной и сложной. То метели, бураны, лютые морозы до -42 градусов, то оттепели, когда идти приходилось пешком, взвалив лыжи на плечо.

В каждом населенном пункте, большом и малом, команде устраивали горячий прием, а в городах девушкам устраивали тщательный медосмотр, ведь их поход носил еще и научные цели. История женского лыжного спорта еще не знала столь дальнего перехода.

Преодолев все трудности, группа благополучно добралась в Москву. Здесь состоялась встреча участников перехода с Климентом Ворошиловым, который вручил отважным женщинам именные золотые часы. Их командир Николай Карталов был награжден фотоаппаратом "Лейка", а от "всесоюзного старосты" Михаила Калинина получил почетное оружие Осовиахима.

Николай Карталов прожил большую жизнь. Он был участником событий на Халхин-Голе, прошел Великую Отечественную. В 1955-м уволился в запас. А в 1961 году отличный лыжник и стрелок, участник двух сверхдальных лыжных походов, подполковник запаса работал в Успенском сельсовете. До конца жизни он пропагандировал лыжный спорт в регионе.

По информации военкомата, размещенной на сайте "Память народа", "дата выбытия 19.08.1989 года"...

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "Краеведение"

comments powered by HyperComments