Официальной дата образования села Онохино – 1781 год – оказалась ошибочной. Село значительно старше

Село Онохино: найти точку отсчёта

Не первый год тюменские краеведы пытаются определить точную дату основания села Онохино. В результате много лет считавшаяся официальной дата образования Онохино – 1781 год – оказалась ошибочной. Село значительно старше.

Из плеяды исследователей

Одним из тех, кто упорно стремится установить истинную дату основания села, является жительница Онохино Светлана Колесникова. Сотрудник местной администрации, она все свободное время посвящает исследованию истории малой родины и сохранению памяти земляков. Став настоящим знатоком, вслед за Степаном Суворовым и Людмилой Кузевановой она входит в плеяду онохинских краеведов.

Велика заслуга Светланы Павловны в сборе материалов и составлении Книги памяти, посвященной местным жителям – героям Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. Многим семьям помогла в установлении фронтового пути, места гибели и захоронения родного человека.

Она бережно собирает и хранит газетные вырезки, журнальные публикации, электронные и печатные версии изданий и фотоматериалов. Постоянно знакомится с работами тюменских краеведов и исследователей. Справедливо ища документальное подтверждение событиям и фактам, отправляет запросы в государственные архивы, терпеливо ожидая ответа.

Так устоялось, что временем образования населенного пункта чаще всего считают дату первого упоминания в летописях. Речь идет об исторических документах, составленных государственными чиновниками и исследователями. К этим документам относятся, например, переписные листы, составленные в ходе переписи населения, географические карты, ревизские сказки, метрические, церковные книги для записи актов гражданского состояния, клировые ведомости, свидетельствующие о деятельности священников на территории приходов. К подобным источникам и обратилась в поиске истины С.П.Колесникова.

В кругу единомышленников

О результатах своей кропотливой работы Светлана Павловна решила рассказать своим землякам в ходе круглого стола, который был организован в Онохинском дворце культуры в середине апреля. Участие в нем приняли коренные жители поселения – представители родов Авдеевых, Аржиловских, Битюковых, Вальковских, Евдокимовых, Ерофеевых, Калининых, Кононовых, Конушиных, Мешковых, Овчинниковых, Попадейкиных, Пьянковых, Рычковых, Суворовых, Тороповых, Трофимовых, Черных, Шмотиных. На встрече присутствовали также глава Онохинского МО Алексей Корсаков, депутаты местной Думы, работники образования и Центральной библиотечной системы района. Все они, движимые чувством патриотизма, пришли узнать о последних результатах работы исследователя и обменяться мнениями.

С.П.Колесникова рассказала землякам: "Для поиска основополагающих документов об образовании Онохино был сделан запрос в Российский государственный архив древних актов. В ответе историки-исследователи указали на Дозорную книгу г.Тюмени и Тюменского уезда 1700 года Тобольского дворянина Ивана Родионовича Качанова, где в числе сел и деревень, расположенных на реке Пышме, значится деревня Онохина "над рекою Пышмою" "в той деревне – часовня во имя святых мучеников Флора и Лавра. По переписи в деревне числилось 37 дворов: 14 дворов служилых людей (5 дворов детей боярских, 9 дворов конных казаков, стрельцов, казачьих и стрелецких детей), 1 ямщицкий двор и 22 двора крестьян и бобылей" (Книга 1276, л.607-618 об.). Деревня была приписана к приходу села Спасского, расположенного также "над рекою Пышмою", к церкви "во имя нерукотворенного Спасова образа" (там же, л.596 об.–607)".

Из глубины веков

"В переписи нет прямых указаний на то, когда была основана деревня. Но косвенным указанием на раннее образование деревни Онохиной могут являться сказки (от слова – сказывали) крестьян, в которых они сообщали место рождения, в частности, что они "родом из деревни Онохиной". Об этом заявили 11 крестьян.

Исходя из наличия и возраста детей, самым старшим по переписи 1700 года, указавшим, что он родился в деревне Онохиной, можно считать крестьянина Кузьму Сидорова, сына Кособорова-большого. Возраст которого должен быть как минимум от 46 лет и выше, что дает основание предполагать, что данная деревня существовала уже на время рождения указанного Кузьмы, то есть на 1650-е годы", – уверена Светлана Павловна.

По ее словам, при переписи своих земельных владений (пашен, сенных покосов, а также "непаханой заложной земли и пустоши") служилые люди и крестьяне ссылались на данные и купчие на эти земли. Среди них самый ранний документ предъявили братья Федка Васильев сын Вавилов и Ганка Васильев сын Вавилов, у которых была "непаханая заложная земля и пустошь", владели которой с 1652 года "по даной умершего крестьянина Онофрейка Карташева".

Таким образом определилась одна из дат, которую можно взять за основу Онохинского летоисчисления – 1652 год. Документально установлено, что в том году там жили и занимались крестьянским трудом более десятка семей.

Род Карташевых

Краевед выяснила, что потомки Онофрейки Карташева на 1700-й год в деревне Онохиной уже не проживали. И чтобы ответить на вопросы, когда умер Онофрейка Карташев" отделил ли он землю Вавиловым при жизни, или это именно ему была выделена данная на землю в 1652-м году, и куда делись потомки Карташева, пришлось Светлане Павловне проработать крестьянские книги Тюменского уезда XVII века, в каждой их которых фамилия Карташев встречалась лишь единожды. В результате исследователю удалось выстроить хронологию использования Карташевыми земли в районе деревни Онохиной:

С.П.Колесникова приводит следующие данные: "В 1633-м году "Филка Олферьев сын Карташев з детми пахал 2 десятины без полполпол чети в поле, а в дву потому ж и прибавлено на него Филку з детми вновь государевы пашни пахать четверть и полпол чети десятины. И обоего ему Филке з детми государевы пашни вперед пахать 2 десятины с четью и полполпол чети в поле, а в дву потому ж" (стиль и орфография сохранены). Если переложить исчисление земельных четей в современные гектары, получится около 6,84 га.

В 1640 году имя Филиппа нигде не встречается, но такое же количество земли пашет "Онофрейко Филипов сын Карташев с братьями".

С каждым годом затем у Карташевых земли в обработке становится меньше: в 1645 году – около 2,15 га, в 1666 году – 1,59 га.

Но с 1649 года в записях появляется имя одного из братьев Онофрейки – Юрка, и добавились "поставленники" – Вавилка с сыном Ваською. "Онофрейко да Юрка Карташевы с поставленики с Вавилком да с Васкою пашут землю", – говорится в документе.

Далее несколько лет Карташевы обрабатывали землю вместе, но позднее поставленики отделились, а документ об этом и предъявили в 1700-м году внуки Вавиловы, сыновья Васьки – Федька Васильев сын Вавилов и Ганка Васильев сын Вавилов.

В 1662 году Онофрейка еще жив, но братьев с ним уже нет, а землю он обрабатывает со своими сыновьями: "Онофрейка Карташев з детьми с Федкою да Давыдкою да Оскою да с Ывашкой".

Ближе к истине

В 1666 году исследователь обнаружила следующую запись: "Пашут полдесятины и полполполчети Онофрейка Карташев з детьми с Федкою да с Давыдком да с Оскою да Ивашком. И Онофрейко умер, а государеву пашню пашут дети ево Федка з братьями сполна".

Онофрейка умер, но куда же делись его дети? Светлана Колесникова предполагает, что, возможно, не потянули они без своего отца тяжелый крестьянский труд и покинули вотчинную землю. Потому что в 1680-1683 гг. Лев Поскочин переписал их всех в Ингалинской слободе и в Бешкильской слободе на реке Исети: и Ивашку, и Давыдку с сыном, а у старшего Федьки даже внуки переписаны, не нашелся только Оська.

На круглом столе в Онохинском ДК местный краевед и исследователь приводит еще несколько аргументов: "Не обнаружив документов о заселении деревни Онохина, можно смело заявлять об обработке земель семьей Онофрейки Карташева в первой половине XVII века.

Где же проживали Карташевы? Ответ на этот вопрос найден в самой известной первой переписи, произведенной в 1623 году: "Деревня вниз Туры реки от города во 6 верстах, а в ней пашенных крестьян: двор – Филка Олферов Корташ, у нево четыре сына – Оношка да Исачко да Юрка да Ивашко. Пашни паханые добрые земли десять чети, перелогу четыре чети в поле, а в дву потому ж. Он же Филка з детьми пашет деревню вверх Туры реки, а в ней на приезд двор ево, пашни паханые добрые земли семь чети с осьминою, перелогу десять чети бес полуосмины в поле, а в дву потому ж. В живущем у него в обоих деревнях выть бес полу чети, а в пусте выть без чети и без полпол чети, а сена по дубровам на сто копен". Оношка – это старший сын, которому после смерти отца отошли земли в деревне у Пышмы реки".

Онофрейка – Оношка – Онох

"Онофрейка, Оношка, Онох – это множество производных форм от церковного имени Онуфрий для человека из простого сословия. И именно у него были сыновья: старший Федка и младший Ивашка, которые до настоящего времени считались основателями нашей деревни Онохина, – рассказала С.П.Колесникова. – И Онохин – это вовсе не фамилия, а отчество. Изучив состав населения Онохино от современных дней до XVII века по сведениям всех сохранившихся переписей и ревизских сказок Тюменского уезда, видно, что ни одного человека с фамилией Онохин у нас не было. В период первого заселения Сибири у крестьян фамилий не было. Фамилии, образованные от полной формы имени, имела в основном социальная верхушка, знать, представителей которых уважительно звали полным именем, в отличие от выходцев из других сословий, звавшихся, как правило, уменьшительными, обиходными именами.

Что такое деревня? Древняя деревня – это участок земли, очищенный от леса для землевладения, и только позднее так стали называть крестьянское поселение. Все географические названия имеют свой смысл. В них, как правило, отражаются либо географическое положение населенного пункта, либо традиционные занятия людей, которые там проживают, либо рельеф местности, либо фамилия, имя или прозвище основателя-первопоселенца".

Не именем единым

Об образовании имен местных населенных пунктов у Светланы Павловны тоже есть свое мнение: "Онофрейкины сыновья и внуки, в переписи Льва Поскочина, сказали, что родом они "из Тюменского уезда деревни Карташева на реке Пышме" и "Тюменского уезда деревни Онохина на реке Пышме". Очевидно, что про нашу деревню так и говорили – это деревня Оноха Карташева. Вот и получилось: кто скажет – Онохина деревня, кто скажет – Карташева деревня. Двойные и даже тройные названия населенных пунктов были обычным явлением для того времени. Так получилось и с соседним с Онохино селом – Зырянским. В разные времена оно называлось Спасское, Пышминское, Зырянское, но его первоначальным и последним названием было – Зырянское, все остальные, промежуточные, не прижились.

Почему в 1623 году Филка Олферов Корташ обрабатывал землю в двух деревнях: в шести верстах от города Тюмени по одну сторону реки Туры и где-то по другую сторону реки Туры? Возможно, разгадка кроется в его фамилии. Фамилия Карташев происходит от слова "кардас", "кардаш" – друг, брат. Это слово есть во многих тюркских языках, в том числе и башкирском.

Вполне возможно, что он из числа коренных жителей, с приходом русских принял православную веру (стал новокрещеным), получил русское имя – Онуфрий и остался на вотчинных землях".

Башкирские корни

Светлана Павловна отмечает, что в числе коренных жителей Тюменского уезда были и представители зауральских башкир, платившие ясак на Уфу из рода терсяк и сынрян. Она отсылает земляков к исследованиям Б.О.Долгих, который буквально пишет следующее: "Относительно Пышминской (Исетской) волости наши источники прямо указывают, что это "уфимские пришельцы".

В числе этих групп упоминается и род "сынрян", которые с приходом русских ушли в степи и стали вместе с табынцами главной опорой Кучумовичей. Но в степь ушли далеко не все сынряне – часть оставалась на вотчинных землях.

По мнению онохинского исследователя, встречая название башкирского рода сынрян, или в неправильном русском произношении "сырян" – "зырян", можно предположить, что именно они некогда заселяли места, где позднее расположилось село Зырянское. В период российского освоения Сибири ясачные крестьяне этого поселения приняли христианскую веру и получили русские имена, став новокрещеными.

Из-за разбойных набегов Кучумовичей на поселения вдоль реки Пышмы в начале XVII века, отец нашего Оноха мог перевезти семью поближе к городу, периодически возвращаясь на вотчинные земли.

Много дорог впереди

Завершая свой рассказ, Светлана Колесникова подчеркнула: "Очень хочется найти документы, подтверждающие эти предположения, но уже изученные древние источники дают уверенность считать, что Онохино основано не позднее 1623-1633 года".

Исследователь благодарит через газету ближайших помощников: "Большое спасибо всем, кто прямо или косвенно принимал участие в изучении древних документов: жителям Онохино Нине Федоровне Слинкиной и Елене Александровне Никулиной; Александру Сергеевичу Ошкукову – жителю города Дмитров Московской области, за подсказку о наличии древних документов; Гаязу Хамитовичу Самигулову, кандидату исторических наук, старшему научному сотруднику научно-образовательного центра евразийских исследований, ФГБОУ ВО "Южно-Уральский государственный университет"; Наталье Алексеевне Балюк, доктору исторических наук, профессору, заведующей кафедрой сервиса, туризма и индустрии гостеприимства ТюмГУ. Особая благодарность Аркадию Владимировичу Клепинину, председателю московского отделения Уральского историко-родословного общества, за техническую поддержку".

Значимость исследовательской и краеведческой работы Светланы Колесниковой в разговоре с журналистами газеты отметил глава Онохинского МО Алексей Корсаков. Он уверен, что знание прошлого, в частности, даты основания поселения, укрепляет народную память, чувство принадлежности к малой родине, гордости за ее прошлое, стремление сохранять и поддерживать связь поколений, создавать новые традиции.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "Онохино"

comments powered by HyperComments