Храм в селе Богандинское перенес многие тяготы и был доведен почти до полного разрушения

Средоточие духовной жизни

Сегодня Свято-Ильинский храм в селе Богандинское радует глаз проезжающих по Ялуторовскому тракту. Трудно поверить, что несколько десятилетий назад он лежал в руинах.

Вот выдержки из книги Д.М. Арутюновой "Обретение святыни. История Свято-Ильинского храма с. Богандинское".

В 1918 году храм сильно пострадал от обстрела во время отступления красных. "В нем почти не уцелело ни одного стекла (выбито 136 шт.). Снарядом разрушен юго-восточный угол средней части храма высотою около сажени, толщиною до половины стены. Южная стена вся испещрена знаками от пуль и шрапнеля. В стене засели два снаряда, имеется несколько глубоких выбоин от снарядов. Местами прострелена железная крыша, водосточные трубы, некоторые лежат на земле. Кругом груды мусора, назьма. Два оградные каменные столба полуразрушены, разорваны два звена железной решетки. Внутри храма снарядами разбито двое дверей, три оконных рамы; несколько дверей прострелено. На полу лежала масса стекла. На северной стене остались знаки от пуль и снарядов. Однако чудом Божиим все иконы и живопись сохранились в полной неприкосновенности. Снаряды проходили в храм из одного окна в другое напролет, в храме же ни один не разорвался. Только головкой снаряда местная икона Богоматери внизу у подножия пробита, отверстие в ней 1-2 вершка в диаметре.

Но  сентябрю 1918 года храм уже был приведен в подобающий вид, несмотря на многочисленные выбоины и повреждения. Однако кроме Гражданской войны его ждали и другие серьезные испытания.

"10 июля 1922 года уполномоченным уездных комиссий по изъятию ценностей Кругловым в присутствии настоятеля Феодора Твердышева, членов церковного совета, представителей верующих и волисполкома были изъяты ценности из Богандинской Пророко-Ильинской церкви общим весом 39 фунтов. В протоколе указаны предметы, изъятые из церкви: две серебряных позолоченных ризы с икон Илии Пророка и преп.Феодосия Печерского, две серебряных Чаши и два дискоса, две тарелки, две звездицы, один ковшичек, серебряный напрестольный крест и обложка Евангелия. Во временное пользование вплоть до замены на изделия из неблагородного металла были оставлены один серебряный крест, ложечка и две тарелочки…

В 1930 году церковь в селе Богандинское была закрыта…

За годы советской власти Ильинский храм пришел в такое плачевное состояние, в каком не был даже во время военных действий в период Гражданской войны. Жители села Богандинское, нынешние прихожане церкви, вспоминают, что вначале здесь устроили лесопилку, в воздухе стоял шум и грохот от постоянно работающего мотора. В 60-е годы в церкви разместили склад для минеральных удобрений и хранили селитру, которая так впиталась в стены, что до сих пор разъедает их. В помещении, где сейчас находится кабинет священника и бухгалтерия, устроили кузницу: стены были пробиты, стоял горн. А позднее, в 1967-68 годах, сюда перевели тракторную бригаду.

Вид обезглавленной полуразрушенной церкви, которую с завидным упорством коммунистическая власть вела к полному уничтожению, заставлял содрогаться не только верующих людей, но и людей, хотя бы просто не равнодушных к истории своего края. В 1972 году в газете "Тюменская правда" появилась заметка депутата Райсовета Т. Новикова:

"На самом видном месте, перед въездом в село, стоит церковь. Прекрасный архитектурный памятник старины, выполненный в стиле русского барокко. Здание с любой стороны села выглядит довольно-таки величественно. Особый интерес представляет роспись стен и сводов.

Но вот что жаль: в настоящее время церковь находится в плачевном состоянии. Роспись стен и потолков потускнела, потеряла свои цвета. И все потому, что здание отведено под кузницу и склад минеральных удобрений.

В летнее время через село проходят и проезжают туристы, но многие из них только на какое-то время останавливаются возле церкви, а внутрь не заходят. Что там делать, если во всю гремит молот. Не мешать же".

В статье депутат взывает к людям, от которых зависит судьба храма, обратить внимание на его плачевное состояние, а ведь история села Богандинское - богатейшая история, и, по крайней мере, в храме можно было бы устроить музей, чтобы предотвратить его дальнейшее разрушение и напомнить жителям о славном историческом прошлом их села. Заинтересовать таким предложением депутату никого не удалось, и церковь продолжала пребывать в прежнем виде. В 1972 году, как вспоминают жители, здесь случился пожар. Мальчишки развели костер – церковь была у них любимым местом для игр. В результате пожара сгорела вся крыша-купол церкви. Все боялись взрыва, ведь здесь хранили селитру. Такой взрыв мог уничтожить полдеревни. Вызвали пожарников, и – слава Богу – все обошлось.

О своей первой встрече с Ильинским храмом рассказывает настоятель Всехсвятской церкви г.Тюмени иерей Андрей Сбитнев:

"Первая моя встреча с Ильинским храмом состоялась еще в юности. Это было в 70-х годах. Мне тогда было 13-14 лет, учился я в школе. Стояло лето. Мы с классом отправились в поход. Шли по проселочной дороге. Пересекли тракт в районе с. Килки. И вдруг увидели необычную картину: перед нами стояла церковь. Меня тогда поразил ее вид. Заброшенная, полуразрушенная, на крыше – разросшиеся кусты, окна заколочены… Вокруг церкви – высокий бурьян. Храм возвышался над сельским простором и выглядел довольно плачевно…"

Протоиерей Валерий Гордеев был одним из организаторов восстановления храмов в Тюменском районе в 80-х годах. Таким он увидел Ильинский храм перед началом его восстановления:

"Вид храма был печальным. Разрушенная церковь. Пустырь, залитый водой. Вода со стороны дороги вплотную подходила к вратам храма. Дверей у церкви нет, внутри все обвалилось. Даже кирпич шел песком. Лишь кое-где сохранились остатки живописи. Селитра губительно воздействовала на стены и разъедала даже "царский кирпич". А алтаря совсем не было. Вместо него – пустое место".

В 1987 году было большое наводнение. Дорогу на деревню Пышминку, находящуюся рядом с Килками, размыло. Поступило распоряжение возить землю от церкви для подсыпки на эту дорогу. Вывезли столько земли, что место у церкви превратилось в карьер. Жители подходили к работающим и говорили им: "Что вы делаете? Здесь же косточки священников!" Пока стояли экскаваторы, люди рассматривали землю, нет ли останков, костей, чтобы их захоронить. Кто знает, может быть, и сегодня прах этот на дороге?..

Восстановление церквей в Тюменской области началось в 80-е годы с Тюменского района, где главой администрации был в то время Валерий Алексеевич Бугаев. То, что происходило в Тюменском районе, было прецедентом не только для Тюменской области, но и для всей России в целом. В 1986 году, когда здесь начали восстанавливать церковь в с. Успенка, в Москве еще и не помышляли о передаче храмов их законным владельцам – верующим. Постепенно такие примеры стали появляться только после празднования тысячелетия крещения Руси в 1988 году, и процесс этот был трудным и долгим.

В Тюменском районе инициатором возрождения разрушенных церквей стал глава района, коммунист. "Я считал, что разрушенное властью должно быть ею и восстановлено", - объяснил свое решение Валерий Алексеевич. В 1987 году вторым возрожденным храмом стала церковь в с. Каменка. В 1988 году глава района предложил протоиерею Валерию Гордееву, священнику Знаменского собора г. Тюмени, начать реставрировать Ильинскую церковь в с. Богандинское: нашлись люди, которые хотели приспособить ее здание под трактирный ресторан. Вскоре было получено и благословение священноначалия на реставрацию храма.

"Когда я смотрел на полуразрушенную церковь, думал: нам ее не поднять", - рассказывал В.А.Бугаев. Нужны были люди, и он нашел их. На просьбу главы района откликнулись Геннадий Федорович Пантелеев – директор завода ЖБИ; Александр Петрович Анзулевич – директор совхоза "Тюменский"; Владимир Иванович Черепанов – директор завода силикатных изделий; Владимир Михайлович Володин-Самойлов, директор производственного объединения "Кооппром", и Анатолий Константинович Лазаренко, который возглавлял строительное подразделение, строившее дома для северян в г. Ялуторовске. Они стали первыми помощниками в возрождении Свято-Ильинской церкви. Но необходим был человек, который осуществлял бы каждодневный контроль над ходом работ на ее территории. Таким человеком стал Владимир Ефимович Питателев, глава администрации с. Богандинское (Килки). На счет администрации стали поступать деньги от частных граждан и организаций для реставрации церкви. При восстановлении храмов глава администрации отрывал деньги от районного бюджета – 50 тысяч рублей.

Сначала все, что могли, вычистили от удобрений. Как только возвели леса и занялись реставрацией колокольни, обнаружили застрявший в ее стене неразорвавшийся снаряд. Срочно вызвали саперов, которые осторожно извлекли его из стены и взорвали в безопасном месте. То, что снаряд столько времени находился в стене и не взорвался ни в момент попадания, ни в последующие годы, даже во время пожара, можно считать чудом.

Настелили пол, сделали временный иконостас. Люди, строившие дома поблизости от церкви, заходили в храм и предлагали свою помощь, в основном – стройматериалами: цементом, кирпичом. Так постепенно преображалась церковь…

…Постоянного священника храм ждал долго. Наконец, на Петров пост 1999 года сюда прибыл иерей Сергий Швалев, ставший здесь первым настоятелем после почти семидесятилетнего перерыва.

"На первый взгляд, Килки показались мне необитаемым местом, - вспоминает отец Сергий, - дом священника был не обжит, в нем хозяйничали мыши. Но со временем мы стали потихоньку обживаться. Особенно меня радовал храм и люди, которые в нем трудились… Вскоре мне показали близлежащие поселки: Винзили, Богандинку, Боровский. И тогда я увидел большую территорию, которую надо было охватить духовной работой".

В это время стали складываться основные направления работы прихода: духовное окормление дома-интерната для престарелых, воинских частей, детского дома, просветительская работа среди населения. Свято-Ильинский приход вскоре стал объединяющим началом в Тюменском районе.

В 2001 году иерей Сергий Швалев был переведен на новое место служения – в Знаменский собор г. Тюмени, и с марта этого же года на приходе появился новый настоятель, иерей Олег Квашнин.

45-тысячное население близлежащих поселков остро нуждается в духовном окормлении. В поселке Винзили сосредоточено несколько учреждений с неблагоприятным социально-психологическим фоном: детская колония, областная психиатрическая больница и психоневрологический интернат, дом престарелых. И здесь помощь священника просто необходима. В поселках Винзили и Богандинский нет даже часовен. Поэтому Свято-Ильинский храм с. Богандинское стал средоточием духовной жизни для них…

Из книги Д.М. Арутюновой "Обретение святыни. История Свято-Ильинского храма с. Богандинское"

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "Православие"

comments powered by HyperComments