Коллекция Ембаевского музея стала поводом для включения в маршрут «Энергия тысячелетий – золотой бренд Сибири»

Золотного шитья связующие нити

Одним из ярких мероприятий декабрьского календаря культурной жизни Ембаевского сельского поселения стала выставка уникальных образцов старинной одежды сибирских татар, выполненных в технике золотного шитья.

Коллекция, которую собирали в течение многих лет, стала поводом для включения Ембаевского музея в маршрут "Энергия тысячелетий – золотой бренд Сибири", разработанного для продвижения туристического потенциала Большого Урала и презентованного в сентябре на международном туристическом форуме "Большой Урал – 2020" в Екатеринбурге.

Бренд Сибири

Кроме Ембаевского музея в маршрут включены также областной музей "Дом Машарова" и Тобольский Иоанно-Введенский женский монастырь. Газета уже рассказывала о временной экспозиции "Красота сквозь века", с любовью и мастерством составленной сотрудниками сельского музея во главе с хранителем фондов Нэлей Файзуллиной.

Нэля Асхатовна подчеркивает, что Ембаевский сельский музей обладает богатым собранием экспонатов и разнообразных коллекций, а его фонд продолжает пополняться. Значительная часть экспонатов – предметы старины, переданные в дар музею от жителей. Они отражают культурно-историческое своеобразие села, его богатую историю, судьбы конкретных людей в далеком прошлом и в новом времени.

На протяжении многих лет росла и коллекция одежды, которую носили местные жители. Есть среди них и вышитые золотом предметы, указывающие на связь местного населения с Бухарским и Сибирским ханствами и Великим шелковым путем.

Ценными образцами-памятниками сотрудники Ембаевского музея считают  наряды с вышивкой из золотых нитей: сарауц, нагрудные повязки и калфаки, которым более 100 лет.

Сарауц – женская головная повязка сибирских татар, имеющая форму прямоугольника. Его в дар музею в 1996 году преподнесла учитель математики местной школы Хамдия Валиевна Гаврилова. Головная повязка принадлежала ее бабушке Насибе Абайдулловне Давлетовой, 1884 года рождения.

Внешняя сторона саураца сшита из бархата. На ткани узор в технике золотного шитья. Растительный орнамент узора состоит из листьев и цветов. Такая женская головная повязка одевалась под платок.

Изю – нагрудная повязка, закрывающая вырез женского платья. Она выполнена в форме полуовала с тремя лентами позументов разной ширины и орнаментировки. На лентах и тесьме – золотное шитье.

Дорогая старина

На выставке Ембаевского музея были представлены два изю и два калфака, принадлежавшие старожилу Ембаевских юрт Бибикамал Муслимовой.

Она родилась в 1881 году и прожила до 96 лет. Алиулла Муслимов впервые увидел Бибикамал через забор женского медресе. Она очаровала его: черноглазая, маленького роста, с двумя косами до пояса, в которые были вплетены монисты. Девушка работала в доме местного купца Кабира Муртазина. Семь сундуков приданого было у нее, когда они сошлись. Девичьи наряды Бибикамал сохранились до наших дней. Супруги Муслимовы воспитали 8 замечательных детей.

На основе традиционной одежды сибирских татар, хранящейся в фондах Ембаевского музея, жительница села Альбина Киселева в качестве дипломной работы создала женский праздничный костюм XIX – начала XX века. Еще одни татарский костюм воссоздала жительница Тюмени Альмира Сажина, который она презентовала на выставке в декабре.

Вот что рассказала Альмира об уникальных образцах одежды, хранившихся в ее семье: "В 2009 году моя мама, Рашида Гумерова, передала мне шаль своей свекрови – Зарифы Гумеровой, урожденной Ашировой. Бабушка Зарифа – бухарка в семи поколениях, ее предки приехали в Саусканские юрты в начале XVIII века. Ей шаль досталась от свекрови Бибиайсы. Сестра Динара нашла в старых сундуках калфак своей бабушки Райханы Хусаиновой. Два предмета одежды бухарцев натолкнули меня два года назад на мысль реконструировать женский наряд. Описание одежды бухарцев в Сибири мы нашли в работах историков Зияева и Валеева. А также в описании миниатюр с изображением бухарцев XVIII – XIX вв. Глядя на архитектуру Бухары, на цветные фотоматериалы Прокудина-Горского, снимавшего народы России, в том числе и бухарцев, остановилась на оттенках бирюзы. Из тканей потребовались батист, шелк, парча, бархат, золотой позумент. На создание изю вдохновило подлинное изю Бибикамал Муслимовой. Уверена, что у этого наряда будет долгая жизнь. Сейчас сама его надеваю, когда встречаю гостей, провожу экскурсии и мастер-классы. В таком наряде не стыдно и замуж выходить".

Гордиться и сохранять

Ембаевские музееведы благодарят за сотрудничество и идею продвижения тюменского золотошвейного искусства в качестве бренда Сибири и Большого Урала магистра музеологии Елену Сулейманову, руководителя фонда развития "Содружество", соруководителя представительства кафедры ЮНЕСКО в Тюменском государственном институте культуры. Они называют магистра одним из самых активных посетителей Ембаевского музея в 2020 г. и главным инициатором включения Ембаевского сельского музея в туристический маршрут окружного значения.

"Наш регион, пожалуй, единственный в России и мире, где сохраняется золотное шитье как нематериальное наследие. Это техника, навыки, традиции, которые после 1917 года были, к сожалению, практически утрачены в нашей стране, – говорит Елена Сулейманова. – Маршрут предусматривает три точки. Это Тюмень с мастерской "Сибирские золотошвеи" и экспозицией; Ембаевский сельский музей с прекрасными образцами шитья сибирских татар и, наконец, жемчужина Сибири – Тобольск с посещением Иоанно-Введенского монастыря, где до сих пор существует золотошвейная мастерская, а его настоятельница матушка Анна владеет техниками вышивки".

Кстати, сама Елена Сулейманова обучалась этому искусству в течение трех лет. Насчитывается более ста техник, одним из интересных исследователь и подвижник уникального сибирского мастерства считает канительное шитье.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "Музей"

comments powered by HyperComments