О капитане Ярунове и о Знамени Победы
- 08 января 2019, 10:00
- Владимир ПОРОТНИКОВ
- Краеведение
О нашем земляке, уроженце с.Богандинское В.И.Ярунове в последние годы написано достаточно много. Имя гвардии капитана, участника штурма рейхстага словно бы вернули из небытия.
О Василии Ивановиче в разное время писали фронтовой корреспондент Василий Субботин, комбат Степан Неустроев, комдив генерал Василий Шатилов. Оказывается, этот список не полный. Ещё в 1978 году в серии "Военные мемуары" в столичном "Воениздате" 65-тысячным тиражом вышла книга "В те грозные годы" генерал-лейтенанта Ф.Я.Лисицына, который в годы Великой Отечественной войны был начальником политотдела 1-й, а позднее 3-й ударной армии. Особое внимание автор уделил Берлинской наступательной операции, ярко и убедительно рассказав о мужестве и героизме советских воинов, штурмовавших рейхстаг. Несколько строк в этой книге посвящено и нашему земляку.
"…Эсэсовцы вынуждены были отходить в глубь здания. Вскоре бойцы С.А.Неустроева овладели Круглым залом заседаний на первой этаже, затем загнали основную часть гарнизона рейхстага в подвальные помещения.
Драться приходилось в полной темноте. Очищая на первом этаже от гитлеровцев комнату за комнатой, коридор за коридором, наши воины ориентировались главным образом по вспышкам автоматных очередей. Предпринимались ими и попытки пробиться по главной лестнице на второй этаж, но пока безуспешно, так как эсэсовцы простреливали плотным огнём все подходы к ней.
Кроме главной имелись, конечно, и другие лестницы, ведущие на второй этаж. Но их не так-то легко было обнаружить. В конце концов был найден ещё один замаскированный вход на второй этаж. Этим немедленно воспользовался заместитель командира штурмового батальона 756-го полка, капитан В.И.Ярунов. Возглавляемая им группа бойцов и сержантов быстро проникла на второй этаж и нанесла по эсэсовцам, оборонявшим главную лестницу, внезапный удар с тыла. Вслед за группой Ярунова на второй этаж пробились и другие подразделения" (с. 347).
Примечательно, что Ф.Я.Лисицын, рассказывая о решающем штурме не ограничивается упоминанием имён хрестоматийных М.Кантария и М.Егорова, водрузивших Знамя Победы, а подробно рассказывает о каждом из тех, кто внёс свой вклад в общее дело: известно, что знамён было несколько – больших и маленьких, сделанных наспех, второпях. Так случилось, что Знамя Победы с надписью "150 стр. ордена Кутузова II ст. Идриц. див." (позднее, по распоряжению командования и политотдела корпуса, дописано: "79 ск." стало единственным. "А затем перед самой отправкой Знамени Победы в Москву уже по моему указанию, - читаем далее у Ф.Я.Лисицына, - художник дивизионного клуба добавил к написанному ранее: "3 УА 1 БФ" (с. 364).
В таком виде Знамя Победы и поныне хранится в зале Славы Центрального музея Вооружённых сил. А полное наименование следует читать так: "150-я стрелковая ордена Кутузова II степени Идрицкая дивизия 79-го стрелкового корпуса 3-й ударной армии 1-го Белорусского фронта".