Живая нить времён

По данным исследователей, в начале XIX века в Ембаево было несколько деревянных мечетей. Сегодня их две и обе каменные. Архитектурный комплекс Большой мечети, построенный на средства купца-мецената Кармышакова-Сейдукова, – визитная карточка села. О ней, как и о ембаевском благотворителе, написаны научные труды, газетные статьи, снят фильм. А вот о второй мечети в открытых источниках информации немного.

Её называют Малой, или Белой мечетью, хотя по факту ни той, ни другой она не является. По размерам Малая не уступает Большой, да и цвет её стен белым не назовёшь.

Обе мечети похожи друг на друга и отличаются лишь в деталях, ведь строились они по типовому проекту, присланному из Санкт-Петербурга.

Но если год окончания постройки Большой мечети известен – 1888-й, то о Малой точных сведений нет. Одни источники указывают 1841-й, другие – 1870-й, третьи – 1874-й, четвёртые – 1884-й, но в любом случае Малая старше Большой.

Известно также, что Малая мечеть построена на средства четырёх купцов. Этими купцами были сыновья Мавлюкая Муртазина: Кабир, Каюм, Сафар и Гани.

– Это были известные сибирские бухарцы, – рассказывает сотрудник Ембаевского музея Венера Латыпова. – Они были посредниками в торговле с европейской частью России, везли товары из Средней Азии, Туркестана, Китая, а в Китае имели свой "Торговый дом Муртазиных". Благотворительность в купеческой среде считалась делом обязательным. Мавлюкай Муртазин построил в селе деревянную мечеть, которую так и называли – Мавлюкаевская. Находилась она как раз на том месте, где сейчас стоит Малая.

Деревянная мечеть сгорела в одном из больших пожаров, случившихся в Ембаево в 1870-м и 1881-м годах. Венера Латыпова считает, что наиболее вероятной датой строительства каменной Малой мечети является 1883-й – после второго пожара. Тогда сыновья Мавлюкая уже обрели силу и имели возможность осуществить большую стройку.

Впрочем, оставим работу по уточнению даты строительства Малой мечети исследователям, здесь для них широкое поле деятельности. Но если всё же 1883-й считать верным, то в 2018 году Малая мечеть может отмечать своё 135-летие. В 2018-м же исполнилось 100 лет со времени ещё одного исторического события, связанного с именами купцов Муртазиных: в 1918 году в Юртах Ембаевских принимали опальных высокопоставленных лиц царской России: отставного главу временного правительства князя Георгия Львова, бывшего председателя Всероссийского земского союза Александра Голицына и тульского дворянина Николая Лопухина. Об истории их появления в селе рассказал в своих исследованиях научный сотрудник музея имени Словцова Евгений Бушаров.

Евгений Бушаров, Венера Латыпова

Эти круглые и некруглые даты, а также огромное желание потомков узнать историю рода Муртазиных и стали поводом для большого мероприятия, которое по инициативе работников сельского музея провели в здании Малой мечети и назвали его "Живая нить времён". Сюда собрались многочисленные потомки знатного рода, приехали учёные, представители общественных и религиозных организаций.

Гостей приветствовала заместитель главы Ембаевского муниципального образования Нэля Файзуллина. Председатель совета национально-культурной автономии татар Тюменского района Альберт Алтынгузин уверен, что подобная встреча не будет последней, а НКА "столичного" всячески будет этому способствовать. На открытии мероприятия выступили также председатель Духовного управления мусульман Тюменской области муфтий Зиннат Садыков, председатель совета Малой мечети поэт Сагит Сагитов, учёные и конечно же потомки Муртазиных.

Над родословной Муртазиных работала кандидат исторических наук, старший научный сотрудник института проблем освоения Севера СОРАН Гульсифа Бакиева. Она приехала на эту встречу из Тобольска. Изучая архивные документы, в том числе ревизские сказки, итоги первой переписи населения России 1897 года, Гульсифа восстановила недостающие звенья генеалогического древа Муртазиных.

Научный сотрудник областного музея Евгений Бушаров рассказал о том, как сто лет назад у купца Муртазина тяжело заболел брат. За помощью он обратился к князю Голицыну, бывшему врачу клиники Московского университета, находившемуся в это время в Тюмени. Голицын помог больному, и благодарные братья пригласили его семью на лето в Ембаево, выделив им лучший дом на берегу озера. Вскоре к Голицыным присоединились Георгий Львов и Николай Лопухин. Когда опальные князья узнали о скором их аресте большевиками, они уехали из Тюмени, оставив семьи на попечение Муртазиных. Князья позднее воссоединились с семьями и эмигрировали из России. Муртазины же вынуждены были покинуть родные места.

Гльсифа Бакиева работает над родословной Муртазиных

– Им пришлось бросить свои дома и имущество и перебраться в Среднюю Азию, в Китай, – рассказывает сотрудник музея Венера Латыпова. – Но они не потерялись в жизни! Получив закалку на родине, исповедуя принципы жизнелюбия, человеколюбия, трудолюбия и старания, используя свой ум и образование, они на новой земле не выживали, а жили достойно, так же, как жили их родители в Юртах Ембаевских.

Али Муртазину – правнуку Сафара, одного из четырёх братьев, строивших мечеть, удалось создать генеалогическое древо Муртазиных. Правнуки Кабира хаджи – Гумер Абдуллин и Зиннура Лапчинская – узнали друг о друге и впервые встретились на ембаевской земле. Абдул Муртазин, потомок младшего из братьев, в юности считал, что принадлежит к сибирским татарам, пока не обнаружил в бумагах деда, что: по национальности он бухарец.

На встрече присутствовали представители ещё одной ветви Муртазиных – потомки старшины Бухарской волости, члена земельного волостного комитета, председателя Бухарского волисполкома Хабибуллы Муртазина.

– Хабибулла был самым уважаемым человеком в округе, – рассказывает Венера Латыпова. – Каллиграфическим почерком он писал на русском, арабском языках, вёл все дела, возложенные на него Кабиром хаджи. Высокообразованный Хабибулла вложил талант и энергию в возрождение своего народа в годы советской власти. Дети Хабибуллы – достойные и уважаемые люди, которые соблюдают традиции своей семьи.

Потомки Хабибуллы – Абдулла, Ильдус, Урал и Зайнап апа – поделились воспоминаниями о том, что в детстве рассказали им родители. О существовании в Ембаево пристани, деревянного моста через реку, каменных магазинов, в которых можно было купить китайский шёлк и красивые ювелирные украшения, о Ембаево как караван-сарае и о том, что быть жителем Ембаевских и Тураевских юрт считалось престижным.

Вспоминая предков, в мечети в этот день провели катым аш. Это и молебен, и поминальный обед, шурпу и плов для которого приготовил родной правнук Кабира хаджи Муртазина Гумер Абдуллин.

Какими они были, купцы Муртазины? На встрече процитировали отрывок из книги "История банковского дела Тюменской области" доктора исторических наук Александра Вычугжанина. Там есть характеристика на старшего из сыновей Мавлюкая, Кабира.

У тураевских Муртазиных - своя родословная

"Муртазин Абдул-Кабир Мавлюкаевич, тюменский бухарец, магометанского вероисповедания, 50 лет. Имеет: 2 жены, 4 сына и 4 дочери.

Торгует с 1892 года самостоятельно жировыми и хлебными товарами в Тюмени, Семипалатинске, Павлодаре и ярмарках Нижегородской, Ирбитской, Ботовской.

Фирма имеет два постоянных отделения:1) в Семипалатинске, где сосредоточена скупка товара, и 2) в Тюмени, куда стягиваются товары для продажи на ярмарках Тюменской, Крестовской, Ирбитской, Нижегородской. Ведя значительную торговлю кожевенным сырьём на обширной площади Западной Сибири, знает дела всех кожевенных заводов и купцов, торгующих жировыми товарами. Так как город Тюмень, и в особенности Тюменская Ильинская ярмарка, являются главным местом продажи сибирского кожевенного сырья в Европейскую Россию, то Муртазин как знаток кожевенной торговли будет полезным членом учётного комитета.

Недвижимость 35000 руб., капитала 100000. Итого состояние не меньше 135 тысяч. Пользуется большою популярностью, в особенности среди татарского населения, в руках коих сосредоточена почти вся торговля кожевенным сырьём. Как знаток кожевенного дела бывает членом учетного комитета во временных ярмарочных отделениях частных банков (Волжско-Камском и Сибирском). Нравственная сторона безупречна…"

Богатые, предприимчивые, большие знатоки своего дела. Благотворители, нравственная сторона которых – безупречна. Большая честь и ответственность – быть потомками такого рода.

Гумер Абдуллин и Зиннура Лапчинская встретились впервые

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "История"

comments powered by HyperComments