Знаменитый тюменский ковёр
- 11 февраля 2018, 10:00
- Елена ДУБОВСКАЯ
- Краеведение
В XIX столетии Тюмень славилась ковровым промыслом. Пушистый махровый ковёр, на чёрном фоне которого цвели алые розы, поражал удивительной красотой, ворс на нём достигал 15 см. Аналогов такому творению не существует и поныне.
Востребованный товар
Купец-благотворитель Николай Чукмалдин в своих "Воспоминаниях" рассказывает, что он родился в деревне Кулакова, в их избе "стояли кросна матери для работы – ковров и "паласов" ...мать топила печь, стряпала и варила, а в промежутках садилась за прялицу (прялку) и шуршала веретеном, вытягивая шерстяные нити для ковров".
Известные писатели были неравнодушны к тюменским коврам. "…Тут девка продавала ковры из Каменского села, где все их делают и продают оные проезжим как баранки в Волдаях", – отмечал Александр Радищев в своих записках в 1790 году.
Немецкие учёные Альфред Брем и Отто Финш в 1876 году с научной целью совершали путешествие в Сибирь. Всё, что видели примечательного и важного, записывали. "…За несколько станций перед Тюменью начинают уже предлагать вам шерстяные ковры. Это настоящие сибирские фабриканты, толстые и прочные, выделанные из грубой шерсти в окрестных селах, стоят они очень недорого…" Хорошая реклама из уст иностранцев!
Российские газетчики XIX века тоже не лыком шиты. "… На базарах и в лавках продаются ковры и кошмы, которыми славится Тюменский край на всю Сибирь и Россию..", – "Камско-Волжская газета", 1873 год.
"Тюменские ковры отличаются чистотою отделки и прочностью красок и находят для себя громадный спрос не только в городах и деревнях Западной и Восточной Сибири, но во внутренних губерниях России, в Царстве Польском…" – "Друг народа", 1875 г.
Писатель Глеб Успенский летом 1888 года отправился в Сибирь для изучения переселенческого дела. Когда он добрался до Томска, то оказалось, что в кармане у него не осталось ни гроша. Он все деньги истратил на ковры, которые ему назойливо предлагали торговки в Тюменском уезде.
Золотая медаль из Парижа
Любопытный факт сохранила для нас история: король Гавайских островов восседал на тюменских коврах. В 1803-1806 годах было организовано первое российское кругосветное плавание на кораблях "Надежда" и "Нева". Своеобразной базой снабжения моряков стали Гавайские острова. На обоих наших кораблях тобольские купцы были вроде нынешних завхозов. Они занимались снабжением: у местного населения брали мясо, фрукты, овощи, взамен давали топоры и тюменские ковры. Вот так шедевр народного искусства из далекой-предалекой Сибири оказался у тамошней знати.
Наши августейшие особы к тюменскому ковру тоже были неравнодушны. В 1868 году во время своего визита в Тюмень Великий князь Владимир Александрович один ковёр получил в подарок, а другой купил самолично. Князь содействовал в выделении денег на премии и похвальные грамоты для народных умельцев.
Мировая столица художественной жизни Париж, много чего повидавшая из гениальных творений, высоко оценила тюменский ковер. Золотую медаль на Всемирной выставке 1900 года парижане отдали чудесному творению мастерицы Василисы Викуловой из села Каменка.
Тюменцы гордились своим брендом. Изделия ковровщиц с большим успехом демонстрировались на кустарно-промышленных выставках в 1868 и 1871 годах, организованных при активном участии кружка К.Н.Высоцкого "Молодая Сибирь".
Ковёр с триумфальным успехом представлял Тобольскую губернию на всех самых крупных Всероссийских и Международных кустарно-промышленных выставках в Москве, Кургане, Санкт-Петербурге, Генуе. А если кто не приобрел махровое чудесное изделие или не видел его "вживую", то уж точно имел о нём представление благодаря известному художнику Василию Сурикову.
В. Суриков часто бывал в Тюмени. В ожидании парохода до Томска он посещал местные торжки и большие ярмарки. В одном из писем к родственникам от 23 сентября 1887 года художник писал: "В дороге я рисовал кое-что. В Тюмени купил 3 ковра по 15 рублей. Такие в Москве стоят гораздо дороже".
В 1891 году в своём родном Красноярске Василий Суриков написал знаменитую картину "Взятие снежного городка". На ней мастер изобразил игру, которую наблюдал в юности. Живописец отмечал: "Мне хотелось передать в картине впечатление своеобразной сибирской жизни, краски её зимы, удаль казачьей молодежи". Получился настоящий шедевр, который мы знаем с детства. На переднем плане картины изображены дорожные сани, на них накинут ковёр. Как он притягивает к себе взгляд!
"Бухарцам оказывать ласковость"
Но как зародился промысел? Корни его уходят в давние времена.
В Тюмень ежегодно приходили среднеазиатские торговые караваны. В конце XVI века, чтобы наладить торговые связи с восточными странами, был издан царский Указ: "… чтоб с гостей таможенных пошлин не взимали". И чтоб "бережение к ним и ласку держали великую, и обиды бы и насильства никакого не было. Чтоб им и впредь повадно было со всякими товарами приезжать. А торговать бы им велели за городом в посаде или за посадом, где будет пригоже…"
Купцы из Средней Азии останавливались на зимовку за рекой. Так появилась Бухарская слобода (нынешняя Зарека).
Исследователи сходятся на мысли, что тюменский ковровый промысел родился в результате влияния двух культур – восточной и русской. В Сибирь из европейской части России ехали переселенцы. Оказавшись в суровых климатических условиях, русские мастерицы заинтересовались рукоделием бухарских и татарских женщин, они быстро переняли навыки коврового ремесла и пошло у них дело, да так успешно.
Фирменный орнамент тюменского ковра – на чёрном фоне сочный букет в окружении листьев. Ведущие цвета букета – красные и зелёные, остальные лишь обогащали гамму. Сами мастерицы говорили: "Всё мы можем выткать, собак, или зверя какого, охотника. Какой узор пришлёте, такой ковер и сделаем". Узоры во многом зависели от модных веяний того времени.
Ткали ковры в самой Тюмени и во многих деревнях. Самыми крупными ковровыми центрами Тюменского уезда были Кулаково, Успенское, Каменское. Продавали ковры в основном на Нижегородской и Ирбитской ярмарках, а оттуда они распространялись по всей России и вывозились за границу.
Артели да фабрики
При советской власти народный промысел продолжал жить. Чтобы он успешно развивался, из Москвы в Тюмень направлялись лучшие профессиональные художники. Первым приехал Иван Иванович Овешков, уроженец Тобольска. В 1924 году он организовал в Каменском ковровую артель. Мастерицы работали на дому, артель снабжала их необходимым сырьем и инвентарём.
В 1932 году в столице открыли НИИ художественных промыслов, в котором работали люди, преданные своему делу. Они заинтересовались нашими коврами. В 1946 году в Тюмень была командирована художник, искусствовед Лариса Константиновна Зубова. Она зарисовала акварелью около 40 ковров, собрала бесценные сведения о народном промысле. Хлопоты её увенчались открытием в Тюмени, Тобольске, Ишиме ковровых артелей. Московские художники проводили творческие семинары, на которых учили мастериц делать эскизы, профессионалы разнообразили цветочные мотивы, ковры стали настоящими произведениями искусства. Они экспортировались за валюту, представлялись на международных выставках.
В 60-м году артели были преобразованы в фабрики, но не долог оказался их век. Началось освоение нефтяного края. Фабрики закрылись…
Сейчас мало у кого в домах сохранились тюменские ковры. Но вот недавно историку Сергею Егорову в одной из экспедиций по Тюменскому району удалось найти ковёр Августы Фёдоровны Риффель, дочери знаменитой мастерицы Мавры Шабановой, получавшей за свой труд самые высокие награды.
Знаменитые произведения мастериц можно увидеть в тюменских музеях.