На экраны кинотеатров выйдет фильм «1941. Крылья над Берлином», рассказывающий историю подвига советских летчиков-бомбардировщиков

"1941. Крылья над Берлином"

28 апреля на экраны российских кинотеатров выйдет новый фильм режиссера и продюсера Константина Буслова «1941. Крылья над Берлином», рассказывающий историю подвига советских летчиков-бомбардировщиков.

7 августа с аэродрома на эстонском острове Сааремаа был совершен секретный вылет пятнадцати экипажей бомбардировщиков ДБ-3 Балтийского флота под командованием полковника Преображенского. Это был первый и самый громкий ответный авианалет советских войск на Берлин после разрушительных налетов фашистов на Севастополь, Смоленск, Киев и бомбежек Москвы в июле 41-го.

"Мы рассказываем историю первого вылета на Берлин. На самом деле, их, естественно, было гораздо больше. Не все боевые вылеты наших летчиков, осуществленные с острова Сааремаа, были успешны, но фильм – о разработке, подготовке и осуществлении именного первого ответного авиаудара по нацистскому Рейху, когда всем, кто в нем участвовал, было суждено вернуться живыми," – объясняет режиссер и продюсер картины, Константин Буслов.

Подвиг летчиков, обрушивших миф о непобедимости фашистской армии, за время войны оброс легендами, а позже затерялся в череде следующих героических поступков советских солдат. Создатели проекта с особенным интересом занимались изучением исторических документов, которые бы смогли восстановить ход событий тех лет и воскресить память о героях начала войны. 

Написание нескольких версий сценария и работа над правками заняли более девяти месяцев. Первую версию сценария Константину Буслову принес сценарист Анатолий Усов, вместе с которым они работали над проектом "Калашников". 

За соблюдением исторической точности на проекте следили сразу несколько специально приглашенных экспертов. Во время подготовки сценария создатели проекта консультировались со специалистами из Центрального музея Военно-воздушных сил РФ. Кроме того, режиссер, сценаристы проекта, а впоследствии и актеры фильма, неоднократно посещали музей авиации, в котором детально осматривали ДБ-3 и другие самолеты военных лет.

На протяжении всего съемочного периода на площадке каждый день присутствовал военно-исторический консультант, действующий летчик, Олег Улиссов, ответственный за соблюдение исторической точности, реалистичности поведения летчиков, как во время ведения воздушного боя, так и на аэродроме. Он даже сыграл в небольшом эпизоде в фильме.

Отдельно стоит отметить, что при подготовке к съемкам проекта по просьбе продюсера и режиссера Константина Буслова состоялась встреча с генерал-полковником авиации, Героем СССР Василием Васильевичем Решетниковым, на которой было записано подробное шестичасовое интервью. Создателям фильма удалось обсудить с Василием Васильевичем детали и тонкости первых боевых вылетов на Берлин в августе 1941, а также послушать его воспоминания о людях, благодаря которым удалось выполнить сложнейшую боевую задачу. Несмотря на то что Решетникову В.В. более 102 лет, он до сих пор является почетным председателем Совета ветеранов дальней авиации, а свой последний вылет совершил в возрасте 84 лет на авиашоу "Легенды авиации".

"Подготовка" секретного вылета

"1941. Крылья над Берлином" – сложный и масштабный проект. Военно-исторический экшен, задуманный создателями еще во время работы над фильмом "Калашников", удалось реализовать за 2 года, несмотря на сложности, возникшие из-за пандемии.

Для съемок эпизодов в декорации аэродрома было изготовлено несколько полноразмерных моделей дальнего бомбардировщика ДБ-3 – "главного героя" картины. ДБ-3, разработанный в середине 1930-х годов великим советским авиаконструктором С.В. Ильюшиным, в годы Великой Отечественной войны стал основным и самым массовым дальним бомбардировщиком. Самолеты этой модели и стали первопроходцами вылетов советской авиации на Берлин.

Помимо них специально для фильма были построены модель истребителя И-16, миниатюрного "Ишачка", которым в фильме управляет советский летчик-испытатель В.К. Коккинаки, а также модель военного "транспортника" Ли-2, в фильме – самолет маршала авиации С.Ф. Жаворонкова.

Для съемок эпизодов внутри бомбардировщика специально для фильма была отдельно построена внутренняя часть фюзеляжа ДБ-3. Впервые в истории современного российского кинематографа такая модель была изготовлена с тщательным соблюдением всех технических тонкостей интерьера, начиная от каждого шпангоута, рации, кислородных баллонов до масок, прикрепленных специальными шнурами. Подготовка "внутрянки" проводилась под чутким руководством военно-исторического консультанта Михаила Кужима, специализирующегося на данном виде бомбардировщиков.

Эта декорация была выстроена в форме огромной трубы и установлена на гимбл (специальная рама на пневмо-устройствах). С помощью этого механизма стало возможно снять сцены с участием стрелков во время вылетов – перегрузки, турбулентность, крен, пикирование, облегчения после сброса бомб.

"Работу выполнил!"

История подвига советских летчиков-бомбардировщиков при ближайшем рассмотрении поражает своей значимостью и в то же время удивляет тем, что эта, на первый взгляд, невозможная к выполнению миссия была "забыта" в официальной праздничной хронике войны. Подобное впечатление сложилось и у создателей фильма. Константин Буслов, рассказывая о том, почему он решил взяться за сценарий об ударной группе под командованием полковника Преображенского, вспоминает: "Прежде всего, именно тот факт, что в истории ВОВ этот беспрецедентный случай, успешное выполнение такой трудной боевой задачи, получил малую известность и скудное освещение, показался мне достойным более глубокого и пристального внимания, в том числе и с кинематографической точки зрения. Мне представлялось, что современному зрителю будет интересно больше узнать об этом подвиге наших парней в самый тяжелый период наступления фашистов."

Воплотить на экране события тех лет – это серьезная задача, за которую с интересом взялись актеры фильма. "Эту бомбардировку, историю этих летчиков я знал с детства. Помню свои детские впечатления, что мы и мальчишками обсуждали эти бомбежки. Но подробно разобраться, узнать истории летчиков удалось благодаря подготовке к съемкам фильма. И, конечно, когда есть реальный, как в моем случае, человек, герой, которого ты собираешься воплотить – это очень большая степень ответственности," – делится исполнитель роли Евгения Преображенского, Максим Битюков.

Большинство актеров фильма, отвечая на вопрос о своем решении участвовать в проекте, подчеркивали важное значение сохранения памяти героев. О необходимости увековечивания именно таких образов на экране упоминает и актер Николай Козак, исполнивший роль комиссара полка Григория Оганезова: "Мне не нравится частый подход к сегодняшней продукции – лишь бы снять что-нибудь этакое, просто ради приключения. Здесь же у Константина Буслова ситуация как раз обратная. Это уникальная, конкретная история, это действительно подвиг. Удивительно, что она малоизвестна."

Фильм об отважном вылете на Берлин 1-го минно-торпедного авиационного полка 8-й авиабригады Балтийского флота по признанию создателей получился серьезной художественной картиной. При этом она способна вызвать и сильный эмоциональный и чувственный отклик, считает Леонела Мантурова, исполнившая роль эстонской учительницы и переводчицы в фильме: "Я, честно говоря, при просмотре военных фильмов испытываю куда больше эмоций, нежели чем при просмотре каких-то мелодрам и комедий по современным сюжетам. В это нелегкое время люди по-настоящему проживали жизнь. Там, конечно, было больше напряжения, больше слез, но и радость, и любовь были гораздо сильнее. И я надеюсь, что нам удалось это передать, что все получилось гармонично и зритель это оценит".

Август, 1941 год

Сюжет основан на реальных событиях, имевших место летом 1941 года, когда лично И.В. Сталиным было принято решение о необходимости ответной бомбардировки Берлина советской авиацией.

В июле 1941 года после серии бомбардировок Москвы немецкими самолетами Нарком ВМФ СССР адмирал Николай Герасимович Кузнецов и генерал-лейтенант Семен Федорович Жаворонков разработали план по нанесению авиаударов по Берлину силами ВВС Балтийского флота, а конкретнее 1-го минно-торпедного авиационного полка 8-й авиабригады под личным командованием полковника Евгения Преображенского. Вылет самолетов было предложено произвести с аэродрома "Кагул" на острове Сааремаа, Эстонская ССР – самой западной, на тот момент, точки суши, контролируемой советскими войсками.

Сложность задания заключалась не только в мощной противовоздушной обороне немецких территорий, но и в дальности полета. Ударной группе было необходимо преодолеть почти 1800 километров без дозаправки, из них 1400 км – над морем. Решено было использовать дальние бомбардировщики ДБ-3, которые, учитывая предельный радиус действия, могли достигнуть Берлина и вернуться обратно.

Важно отметить, что полет должен был проходить над морем на высоте 7000 метров, а температура за бортом достигала -40 °C, из-за чего стекла кабин самолетов и очки шлемофонов покрывались наледью, а летчикам пришлось на протяжении всего полета пользоваться кислородными масками.

Отдельное внимание во время подготовки вылета было уделено правильной бомбовой загрузке машин – нужно было учесть, что из-за дальности полета помимо полностью заполненных основных баков бомбардировщики были снабжены дополнительными баками топлива.

Для отбора экипажей и подготовки вылета генерал Жаворонков лично прибыл на базу 1-го минно-торпедного авиационного полка 8-й авиабригады Балтийского флота в поселке Беззаботное Ленинградской области. В режиме повышенной секретности происходила проверка машин и экипажей, из которых в итоге для выполнения боевой задачи были отобраны всего 15 лучших. Командиром особой ударной группы назначили командира полка полковника Преображенского.

В первые дни августа 1941 года на остров Сааремаа по морю были доставлены бомбы, запасы авиационного топлива и детали для постройки удлиненной взлетной полосы на аэродроме "Кагул". Далее на аэродром перебазировалась ударная группа, которая на месте продолжила подготовку к предстоящему вылету. После ряда пробных вылетов в направлении Берлина было установлено расположение немецких систем ПВО, а также определены запасные цели, на которые требовалось уйти экипажам, потерявшим курс на Берлин.

Вечером 7 августа с аэродрома "Кагул" в небо поднялась особая ударная группа из 15 бомбардировщиков, загруженных бомбами и листовками. Во время полета над территорией Германии самолеты не раз были обнаружены зенитными прожекторами, однако приняты немецкими наблюдательными пунктами за свои. На протяжении всего полета для поддержания секретности был приказ соблюдения полной тишины в радиоэфире, который был прерван лишь радистом флагманского ДБ-3 командира полка Преображенского, сообщившим: "Моё место — Берлин! Задачу выполнил. Возвращаюсь."

Первый вылет на Берлин завершился через семь часов без потерь в экипажах. А уже 8 августа указом Президиума Верховного Совета СССР Евгению Преображенскому, а также трем другим летчикам и штурману флагманского экипажа были присвоены звания Героев Советского Союза. 

comments powered by HyperComments