А удача - награда за смелость
- 24 июля 2012, 16:15
- Общество
"Много говорит, да нечего слушать", - любимая присказка Надежды Шкаликовой, заведующей складом кормов агрофирмы "Луговская", портрет которой висит на Доске Почёта в селе Кулаково.
Подобного склада личности, признаться, мне весьма импонируют. Вернувшись из села, окрестности которого (не врут путеводители!) действительно очень красивы, в очередной раз пришла к выводу, что поселение красиво и людьми.
- Честна настолько, что честность ей порой во вред, - иногда говорят о Надежде Григорьевне односельчане.
А приехала она сюда холостячкой в далёком 1983 году, направленная из Белоруссии по партийной линии. В г.Речица Гомельской области училась после школы в зооветтехникуме и добросовестно, со 150-процентной отдачей (врачи потом поставили диагноз: "истощение нервной системы" трудилась в животноводческой отрасли. По состоянию здоровья переквалифицировалась из зоотехника в швею-мотористку за проходной Гомельской швейной фабрики.
Всюду была активисткой, общественницей. Однажды, ещё в Белоруссии, будучи внештатным сотрудником милиции, опекала 33 неблагополучных семьи. И все эти "трудновоспитуемые", когда уезжала в Сибирь, пришли провожать Надежду на вокзал...
Стоять в сторонке да отсиживаться было всегда как-то не по нутру. 17 лет назад она снова побывала на малой родине, в деревне Песочная Буда, и сразу припомнилось детство. Пруды, в которых ребятня плескалась, звались гартиками, копаночками. Река Сож текла в некотором удалении, скрытая за горизонтом. Пацанов в округе было много, а Надька, "ШП" - одна. Но верховодила на их улице именно она, поздний ребёнок своего отца.
-
Что такое "ШП"? - недоумённо спрашиваю у собеседницы, которая сидит наискосок от меня на своём рабочем месте в весовой животноводческого комплекса.
-
"Швой парень", - попутно отмечая в журнале вес вывозимого очередной тракторной тележкой сенажа, со смешком поясняет Шкаликова.
Оказавшись в Кулаково согласно партийной разнарядке, Надежда пошла работать бригадиром дойного гурта. Снова строго спрашивала с себя и с других, воспитывала, "строила". И однажды от нарушителя трудовой дисциплины, годившегося ей в отцы, услышала неожиданное:
- Ты, девка, материться, что ли, начинай. А то у тебя крыша с нами поедет...
Признаётся она этот метод, то есть крепкие выражения, какое-то время практиковала. Но в качестве воспитательной меры не прижилось. Не захотелось удивлять свою родню подобным образом.
Замуж Надежда вышла потом за бурильщика с Севера, познакомились с ним на отдыхе в Джугбе. Переехал Евгений к ней, оставив северные широты, и молодожёнов поселили в здании старой конторы. Дружно живут по сей день, не скучно. Строят всей семьёй, в восемь рук, новый дом на Приозёрной улице. Дочка, школьная золотая медалистка, учится в ТГУ. Сын - десятиклассник.
Заведовать складом, в котором хранится весь "стратегический запас" животноводческого комплекса - его корма - совсем не просто. Учёт и контроль, не отменённый в ЗАО "Агрофирма "Луговская" с наступлением иных, не социалистических по духу времён, ещё более усилился. Берётся на заметку всё, что скормлено животным. Всё, что заложено в траншеи и вывезено из них. Сено, солома, кормосмеси, мука, сенаж. Мука - добавка в рацион высокоудойным бурёнкам. Её получают "под роспись" сами доярки. Верой и правдой на ферме служит "Киса" - кормоизмельчитель-смеситель КИС-8. А проще говоря, уже слегка поеденный ржавчиной миксер-бочка, отдыхающий в тенёчке возле одного из корпусов. Отдыхать ему, впрочем, недолго: молоко у коровки на языке: у гопштинизированной, дающей по 20 и более килограммов молока в сутки, - тем более.
На территории фермы аккуратно складирована прошлогодняя солома. Если что (ведь травы без дождей - не травы), пригодится на худой конец и она. Но вообще-то, когда я была в тех местах, кулаковские по цифрам Шкаликовой, одновременно являющейся фуражиром, уже располагали почти 40 тысячами центнеров свежего сенажа, заложенного в яму N 3. Было ими заскирдовано на тот день 3987 центнеров сена из многолетних трав. Механизаторы выехали на косьбу овса "с подсадой".
Ну, что же, давайте вместе с ними скажем: будет день - будет пища. Без кормов эти чёрнопестрые комолые кормилицы, а их здесь больше тысячи, не останутся. Запасённого хватит на год. (Рога, между прочим, у тёлочек ещё в младенчестве начисто выжигают с помощью паяльника. Звучит не очень, но зато потом животные, находясь на стойловом содержании, уже не травмируют друг друга).
Чтобы в местном цехе переработки кипела работа, чтобы выпускаемая агрофирмой молочная продукция была всегда отличного качества, стараются здешние животноводы. И, конечно же, вносит свою лепту та, про кого начальник комплекса Владимир Васильевич Шувалов сказал коротко, но ёмко: "Верёвками свяжем, но отдыхать пока не отпустим".
А много говорить, я повторюсь, Н.Г.Шкаликова, обладательница раритетного знака "Молодой гвардеец пятилетки" и Почётной грамоты губернатора, не очень любит...
Любовь ЕРЕМЕЕВА.