Надёжная связь сержанта Мансурова

Илья Захарович Мансуров родился в 1910 году в деревне Борки Тюменского уезда. Здесь прожил всю сознательную жизнь: учился в местной школе, работал в колхозе. Пришло время, и женился он на деревенской девушке Любе, Любови Евграфьевне.

В апреле 1939 года жена в первый раз проводила его из Борков по повестке военкомата. Тогда никто в деревне не знал, что японские войска вторглись на территорию Монголии в районе реки Халхин-Гол, между Советским Союзом и МНР был подписан договор от 1921 года о дружбе и военной помощи. Боевые действия шли с мая по сентябрь 1939 года. Илью Мансурова определили в подразделение связи, и он с боевыми товарищами во время военного конфликта обеспечивал телефонной связью взвод, роту и штаб полка. "В августе, - вспоминал воин-интернационалист, - происходили самые ожесточённые бои между 6-ой японской армией и Красной Армией под командованием Георгия Жукова". Были большие потери солдат. Илья Мансуров поимённо помнил всех погибших товарищей в своём взводе телефонной связи. А дальше был полный разгром японских самураев советско-монгольскими войсками.

Когда в июне 1941 года началась очередная война, Илья Захарович имел бронь от призыва на фронт как особо ценный работник колхоза. Однако в феврале 1942 года он сам пришёл в военкомат и заявил, что идёт на фронт добровольцем и прятаться за бабьи юбки больше не желает. Работники военкомата пытались ему объяснить, что армия нуждается в хлебе, и его долг - обеспечивать армию этим нужным продуктом. Однако Мансуров стоял на своём и требовал отправки на фронт. "Не отправите, - заявлял, - сам убегу". Горячее желание воевать и твёрдая напористость деревенского мужика заставили работников военкомата изменить своё решение, и они дали добро на отправку Мансурова на фронт.

В марте 1942 года Илья Мансуров уже в действующей армии. Его вновь определяют в телефонисты. Учитывая боевой опыт на Халхин-Голе и нехватку младшего командного состава, его назначают командиром телефонного взвода, присвоив звание сержанта. Так он и провоевал военным связистом всю войну. Сколько километров линий телефонной связи протянуто его подразделением - не счесть. Здесь ведь нужно учитывать, что катушки с кабелем-полевиком связист несёт на себе под пулями врага, а то и под разрывы вражеских мин. И задачу командования по прокладке телефонных линий между ротами батальонов и штабом полка нужно выполнить при любой военной обстановке.

Илья Захарович после войны вспоминал: " Особенно тяжело давались нам работы по восстановлению кабеля. Миной разорвёт линию, а командование требует срочно дать связь. Ползёт по-пластунски наш связист и катушку с проводом на себе тащит, а фашисты открывают по нему ураганный огонь. Мало того, и снайпера своего на помощь дадут. Ведь знает враг, что без связи на войне никуда, это - основа управления боем. От того и гибло много наших связистов, на каждые 50 метров военных дорог от Москвы до Берлина мы теряли одного связиста. Бывало, иду на ремонт повреждённого кабеля под пулями, а думаю о своих подчинённых, чтоб Бог им жизнь сохранил. Так и воевал. Начальство, как узнавало, что я лично ходил на задание, вечно грозило отдать меня под трибунал. Слава богу, обошлось, может быть, и от смерти кого-то из связистов спас. Ведь молодые бойцы приходили, по 18-19 лет, а пуля почему-то выбирает молодых, неопытных бойцов".

Особо памятные даты в военной биографии фронтовика - форсирование Буга и Вислы, а также овладение городом Киземыш. Именно здесь его подчинённые проявили чудеса героизма и военной смекалки. За умелые и оперативные действия связисты старшего сержанта Мансурова Константин Трусов, Пётр Алябьев и Михаил Карпенко были награждены орденами. За надёжную связь и личное мужество отмечен был наградами и сам командир.

Война подходила к концу, уже шли кровопролитные бои за Берлин. Каждый квартал фашистской столицы оказывал яростное сопротивление. Однако Илья Мансуров прошёл всю войну без единой царапины: Бог миловал. Видимо, родился в рубашке.

Наступило утро 29 апреля 1945 года. За ночь вражеские мины в нескольких местах повредили телефонный кабель в районе его подразделения. Командование требовало быстрого восстановления связи. Мансуров выслал на задание взвод телефонистов. Но командир роты приказывает ему устранить ещё один порыв. Мансуров доложил: иду сам.

Он быстро нашёл повреждённый кабель, соединил его кусачками и только попытался встать, как тут же упал. Последнее, что запомнил, пылающие кварталы Берлина, а в небе стаю белых голубей и бегущих к нему связистов, которых он поначалу принял за фрицев. Тяжело раненный, он сжимал в руках гранату...

Его отправили в госпиталь, и очередной орден Мансуров получил на больничной койке. Он очень жалел, что из-за ранения не удалось написать на Рейхстаге: "Здесь был Илья Мансуров из Борков". "Каких-то нескольких километров не дошёл я до фашистской конторы", - с досадой говорил мне фронтовик 38 лет назад.

После госпиталя предстоял долгий путь в Сибирь, где его ждала жена Люба. Здесь у них родились двое сыновей и дочь. В 1970 году ветеран войны ушёл на заслуженный отдых. В июне 1979 года Ильи Захаровича не стало.

Родина отметила фронтовой ратный подвиг Ильи Мансурова двумя орденами Отечественной войны, двумя - Красной Звезды, медалями "За отвагу", "За взятие Берлина" и "За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.".

Владимир КАЛИНИНСКИЙ.

с.Борки.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "Борки"

comments powered by HyperComments