В каждом ученике – свой колокольчик
- 05 октября 2023, 10:00
- Инна ГОРБУНОВА
- Общество
Ольга Васильевна Гулина уверена, что учитель должен и сам постоянно учиться и развиваться. Быть на одной волне со своими детьми. Педагогический стаж учителя истории – 44 года, из них 14 лет она работает в Богандинской школе №1.
Ее ученики принимают активное участие в интеллектуальных конкурсах, исследовательских работах, всероссийских предметных чемпионатах. У нее множество поощрений за многолетний и добросовестный труд – от Почетной грамоты главы Тюменского района до Благодарности Министерства образования и науки Российской Федерации. За столько лет работы у нее есть возможность сравнить, как было и как стало.
Ольга Васильевна, быть учителем 40 лет назад и сейчас – разные вещи?
–Учитель во все времена – учитель. Несмотря на разные эпохи и исторические периоды. Все зависит не от внешних условий, а от отношения к работе. Каждый из нас с трепетом вспоминает первых учителей. Было ли им тогда легче учить? Не думаю. Сегодня, конечно, требования к методикам преподавания изменились, но главное осталось прежним: учитель – это особая миссия и призвание. Эта аксиома не зависит от времени и эпохи. И 100 лет назад, и сейчас задача учителя – не просто выдать информацию, а найти в ребенке тот колокольчик, который зазвенит по жизни прекрасным звуком. И множество таких звуков сольются в единое гармоничное симфоническое произведение. И дирижером в этом оркестре будет учитель, педагог, наставник. Мне кажется, что сейчас роль наставничества даже выше, чем раньше. Не зря этот год назван Годом педагога и наставника.
– Говорят, что профессия учителя – не просто работа, а образ жизни…
– Учитель должен быть учителем не только на уроке. Дети смотрят на нас в разных ситуациях – на то, какие мы в школе, вне школы. Наше поведение должно соответствовать образу педагога. Максим Горький писал, что "человек – это звучит гордо", а один из чеховских персонажей говорил, что "в человеке все должно быть прекрасно". Все эти слова – и об Учителе. Он должен быть примером для учеников. Если он будет что-то требовать, а сам правила не соблюдать, то ребёнок за таким учителем не пойдёт, не будет его уважать, не будет ему верить.
– Есть ли противоречие между современными возможностями и миссией учителя?
– Сейчас много обсуждают случай с одной из тюменских учительниц, которая выложила в интернет личные фотографии, на которых запечатлена с алкоголем, сигаретами, кальяном. Мы ведь все время говорим о здоровом образе жизни. И как ее ученикам понять, что это так, если и в семье, и в школе они видят противоположное? Кому они должны верить? Учитель не имеет морального права выкладывать свои фотографии в купальнике или с бокалом вина, даже в домашней обстановке. Для этого есть личный архив, закрытый от посторонних глаз. Педагог должен чувствовать ответственность за свою профессию.
– Ученик учителю обязан верить. А как же тогда точка зрения, что с учителем надо спорить?
– В споре, как известно, рождается истина. Как же без спора? Ребёнок имеет право на свою точку зрения, на высказывание своих мыслей. Нельзя же требовать от него, чтобы он всегда и во всем подчинялся, с вами соглашался. Иначе он будет пассивно идти по жизни. А мы хотим воспитать личность с активной гражданской позицией. Уроки "О самом важном" – это тоже часть воспитания активной гражданской позиции, понимания того, что хорошо, а что – плохо. Без этих истин в человеке не сформируется сильная личность. Но при этом надо понимать, что спорить – не значит конфликтовать.
- Согласны ли вы с тем, что роль личности в истории сейчас не так актуальна, как раньше?
– Личность в истории может играть как положительную, так и отрицательную роль. Надо помочь ребёнку определиться с тем, кто для него настоящая личность. Какими качествами этот человек должен обладать. Ведь личность – не характер, а жизненная позиция, социальная характеристика человека в обществе. Истинный масштаб личности проявляется в том, какие он принимает решения и совершает поступки. И таких примеров – множество. Совсем недавний – спасатели в Балашихе, которые приехали разбирать завалы дома и погибли, спасая людей. Я уже не говорю о тех ребятах, которые защищают жизнь и безопасность людей с оружием в руках. Герои всегда были и будут в нашей жизни.
И у каждого из них, уверена, есть свой учитель, наставник, на которого они ориентируются, когда становится трудно.
– Вы говорили, что ребёнок должен верить учителю. А учитель – ребёнку?
– Это одно из главных из самых важных требований к работе учителя. Если у учителя нет веры в ребёнка, то чему он сможет его научить?