Учим мыслить креативно
- 04 декабря 2019, 10:00
- Наталья СЕКИСОВА
- Общество
В коворкинг-зоне центра «Точка роста» МАОУ Богандинской средней школы №1, прошёл методический семинар «Технология ТРИЗ. Учим креативно мыслить».
ТРИЗ, или теория решения изобретательских задач, это педагогическая технология, созданная Генрихом Альтшуллером. Он считал, что "каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта".
В работе семинара приняли участие педагоги всех Богандинских, Винзилинской, Пышминской, Княжевской школ, воспитатели структурного подразделения Богандинской школы №1. Организаторами семинара стали педагоги естественно-математического цикла Богандинской средней школы №1.
Наталья Секисова, учитель физики, рассказала историю создания ТРИЗ-педагогики: какие цели и задачи предполагает эта технология, что полезного даёт детям и учителю.
Светлана Южанина, учитель химии, познакомила с приёмом "Чёрный ящик", в котором сочетаются логические задания и проблемные вопросы. С помощью конструктивных вопросов педагоги смогли узнать, что находится внутри ящика.
Светлана Долговых, учитель математики, рассказала педагогам об алгоритме решения изобретательских задач (АРИЗ). АРИЗ – это инструмент для анализа и поиска решения проблем, последовательных операций по выявлению и разрешению противоречий, понимания исходной ситуации и выбора задачи для решения, накопления наилучших решений и обобщения этих материалов. В соответствии с предложенным алгоритмом педагоги решили задачу под названием "Умная галка" и нашли спрятавшуюся черепаху.
Учитель математики Анастасия Бирюкова выступила в роли волшебника и рассказала о типовых приёмах фантазирования: "Увеличение – уменьшение", "Деление – объединение", "Оживление – окаменение", "Преобразование признаков времени", "Специализация – универсализация", "Наоборот". Педагоги отработали каждый из предложенных приёмов, составили задачи.
Надежда Рязанцева, учитель биологии, рассказала о методе синектики. Его суть – решение задач путём подбора соответствующих аналогий.
Ирина Питухина рассказала о методическом приёме "Системный лифт", который используется для рассмотрения частей изучаемого объекта и объекта как части другого, более крупного.
На семинаре участники получили новые инструменты для педагогической работы, опробовали их на практике и познакомились с единомышленниками. Используя различные приемы ТРИЗ, педагоги в полной мере раскроют неиссякаемый источник детской фантазии.
По окончании семинара каждый получил небольшую памятку "Советы по работе с ТРИЗ".