Терпение и труд всё перетрут
- 05 января 2019, 10:00
- Людмила НАБОКОВА
- Общество
Обе мои героини в ушедшем году отметили юбилеи. Зое Ивановне Мантуровой исполнилось 85 лет, Валентине Семёновне Мантуровой 65 лет. Обе ветераны труда.
Они родственницы – свекровь и невестка. Валентина Семёновна до сих пор работает, она единственная из пенсионеров на моё предложение встретиться ответила: "Некогда. У меня всё расписано до минуты". А мне ещё больше захотелось поговорить с Валей…
Зоя Ивановна
Зоя Ивановна родилась в Татарии в июле 1933 г. Отца в августе 1941 г. забрали на фронт. Запомнилось, как отец наказывал матери: "Зойку отправляй в школу". Ещё всплывает в памяти, как провожали мужчин. Плачущие женщины и детишки шедшие рядом с родными. А впереди всей колонны шёл брат Аркадий с гармошкой. Он, как и отец, был хорошим гармонистом. Люди и плакали и пели песни. Отец, Иван Андреевич Райков, как и его два брата, сложил голову на поле брани…
Мать осталась с четырьмя детьми, старшему Аркадию – 14 лет, Зое – 8 лет, Любе – 5 и Рае – 2 года. Пока был дома брат, ставший в одночасье и главным помощником и мужчиной в доме, было полегче и веселее, он гармошку часто брал в руки. А как Аркадия взяли в ФЗУ, где он выучился на жестянщика и 9 лет ремонтировал самолёты, старшей осталась Зоя.
Матери девчонки старались помочь во всём. Вскапывали вручную большой огород, запасали целый ларь орехов. Эти лесные орехи спасали их от голода. Мама хоть и была строгой, но девчонок своих никогда не ругала.
Зоя Ивановна рассказывала, что в школу пришла босиком, матери было не до сборов детей, в сентябре женщины жали рожь, работали за себя и мужчин с утра и до ночи.
Ещё однажды им вместо материи выдали парашютное полотно. Рваные парашюты резали на большие куски и раздавали семьям. Женщины красили эту ткань травами и шили детям одежду, носилась она долго. Как-то их бодливая корова зацепила на рога Любу и протащила её по огороду. Платьице выдержало, не порвалось, а сестра, не успев испугаться, оказалась на руках у мамы.
Закончив 7 классов, Зоя поступила в педучилище. Проучилась до каникул, а потом учёбу бросила, одной, вдали от семьи, ей жилось очень голодно, а дать с собой денег или продуктов мама не могла, их просто не было.
Пошла в няньки в районный центр за 8 км, где и прожила два года. Хозяева одевали, давали муки, которую девушка уносила матери; сделали паспорт.
Устроилась приёмщицей на сапоговаляльную фабрику в Кукмор, это в 40 км от дома. Жила в общежитии: все были молоды, а потому было весело. Часто на выходной день уходила домой пешком. Автобусы тогда не ходили. Хорошо, если кто-то подвезёт. В понедельник ранний-ранний подъём и в обратный путь опять пешком.
Когда фабрику закрыли, Зоя уехала в Свердловскую область, на Монетку, где было большое торфопредприятие. Там жили родственники. Пошла на золотодобывающую шахту на скрепер. Скрепер – землеройно-транспортная машина для перевозки и укладки (доставки) грунта.
Проработала там недолго: шахты были старые, говорили, ещё демидовские, их стали закрывать. Ушла официанткой в столовую, где и познакомилась с будущим мужем Виктором Мантуровым. Построили дом, обзавелись хозяйством. Когда сыну Володе было 12 лет, а дочке Наде 7, муж погиб на работе. Её поддерживали родители мужа, а когда в её жизни появился Алексей, свекор сказал:
- Не ищи гладкого, выходи замуж.
Алексей оказался мастером на все руки, доделал дом, хозяйственные постройки.
В это время началось массовое переселение с Монетного торфопредприятия в Тюменскую область, на новое Новотарманское торфопредприятие. Зоя Ивановна отпустила и Алексея, сама осталась дома. Проводила сына в армию, дождалась, женила, он привёз в дом Валю. Оставив молодых в доме, она с дочерью переехала в Новотарманский.
Сразу построили дачу, обзавелись хозяйством. Несколько лет прожили в общежитии. Вселение в новую квартиру совпала с днём рождения моей героини, а ещё в этом же году переехал в Новотарманский и сын с семьей.
Зоя Ивановна много лет отработала в газовой службе, перед пенсией ушла "на торф", а уже будучи на пенсии, ещё пять лет работала на спортивной базе. Вроде всё складывалось нормально, шло своим чередом, но личная жизнь дала трещину. Прожив с мужем более 30 лет, они расстались, Алексей вернулся на Урал.
Уже подросли старшие внучки: Наташа – дочь Володи, и Женя – дочка Нади. К этому времени времена совсем поменялись, и моя героиня решила, что жить одной в квартире ей не с руки. Она продала свою квартиру и купила три малосемейки: для себя и для двух старших внучек.
- Всё необходимое для жизни есть, во всём помогает Надя, но уже нет главного – здоровья, - говорит моя героиня. И продолжает: - Вот я на Валю (сноху) смотрю, трудяга из трудяг, бьётся, как рыба об лёд, себя не жалеет. И всё для детей…
Валентина Семёновна
В Новотарманский её семья переехала в 1981 г. Она сразу же устроилась в РММ. Тогда был цех, который работал с моторным заводом. Изготовляли турбинные лопатки, Валю взяли полировщицей, небольшой опыт в этой профессии у неё был, она на Урале работала несколько месяцев на заводе. До конца 80-х работалось хорошо, а с начала 90-х цех закрыли, её перевели на линию изготовления торфяных горшочков, где она проработала много лет. Порой по 3-4 месяца не давали зарплату, выживала с дочерьми за счёт пенсии на дочек, мужа в 1993 году не стало. А ещё всегда выручал огород и хозяйство: всегда держали кроликов, поросят. Когда старшая Наташа после училища пошла работать, стало легче. Поваром работает и младшая дочь Катя.
- А много ли надо человеку? – рассуждает моя героиня. – Было бы жильё, была бы работа да здоровье. Всё у неё пока есть. Жильё, конечно, очень скромное – малосемейка. За многолетний труд на торфопредприятии квартиру так и не получила, очередь где-то застряла. Но она не ропщет, живёт вместе с младшей внучкой-первоклассницей, здесь школа рядом, всё под рукой, а дочка работает в городе.
С работой у моей героини тоже всё в порядке. Выйдя на пенсию, она ни дня не отдыхала. Сейчас работает в ЖКХ, убирает придомовую территорию и подъезды. Я уже сказала, что день её расписан до минуты. Встаёт рано и бежит в стайку – это больше километра пути; кормит кроликов, а затем спешит домой, чтобы проводить в школу внучку. Потом снова на работу, лопата, метла, скребок только мелькают в её руках. Всё надо сделать до 12 часов, затем встречает внучку, учит уроки, идёт в стайку…
Трудолюбию этой женщины удивляешься. Она всё может сделать своими руками. Сейчас, конечно, есть помощники, но весь-то ежедневный труд на ней. На ближайшие годы останавливаться не собирается и темп сбавлять тоже – хочет работать ещё несколько лет…
Все эти трудовые навыки – из детства. "В семье было шесть детей, мама сама работала как мужик и нас с детства приучила работать, часто говорила, что терпение и труд всё перетрут, рассказывает Валентина Семеновна. Мы с сестрой Ниной – двойняшки, младшие. Нина после школы сразу уехала учиться на бухгалтера, а меня, тихоню, мама задержала дома, сказав, что ей нужна помощница".
Только через год она уехала из своего родного села Родники, что в Артёмовском районе Свердловской области. На большой праздник – 350-летний юбилей села она ездила.
Выучилась на швею и пошла на швейную фабрику, но зарплата была мизерной, ушла на завод полировщицей. Вскоре парализовала маму и девять месяцев Валя ухаживала за ней.
Вскоре моя героиня познакомилась с Володей Мантуровым и уехала к нему на Монетку, а через несколько лет они переехали в Новотарманский.
От всей души поздравляю моих героинь с юбилейными датами, желаю доброго здоровья и исполнения всех желаний.