"Мне так его не хватает…"
- 21 апреля 2018, 11:00
- Людмила НАБОКОВА
- Общество
Лидия Фроловна Долгих 22 апреля отмечает своё 90-летие. Она ждёт этого праздника, ждёт встречи с родными и близкими. Моя героиня говорит, что ей хочется хорошо выглядеть. Надо отметить, что всю жизнь она умела красиво одеться, а муж, Михаил Григорьевич, это ценил и отмечал.
Ему нравилось, что рядом с ним красиво одетая жена. А если присмотреться, то ничего особенного на себя она и не надела: и платье не новое, а украсила его бусами, легким шарфом – и всё поменялось.
Свою героиню знаю давно. Помню, как я любовалась этой парой, когда они приезжали на праздники в посёлок. Высокий, подтянутый Михаил Григорьевич и приветливая, улыбающаяся Лидия Фроловна. Видно было со стороны, что в их семье царит мир и согласие. Мне хотелось написать о них, но я опоздала. Четыре года назад Михаила Григорьевич не стало.
В разговоре с Лидией Фроловной мы вновь и вновь возвращались к нему. Моя героиня рассказывает:
- Вместе мы прожили 65 лет, а как хочется, чтоб он пожил ещё, но не пришлось. Мне так его не хватает. Он был такой трудолюбивый, всё сам, везде сам. Я до сих пор не научилась регулировать газовый котёл, управляться со скважиной, хотя он меня и учил. Очень внимательный был, за всю жизнь ни разу не обидел меня…
Я слушаю эту удивительную женщину, рассматриваю фотографии и выбираю эту. Мне кажется, она лучше других отражает их отношения. Снимок 2011 года, оба уже разменяли девятый десяток. А глаза Лидии Фроловны ещё светятся, лицо доброе и улыбчивое, им хорошо вместе.
О ней как о добром человеке мне рассказали и односельчане. О.С.Харисова, – заведующая Решетниковским ДК, а также депутат думы Новотарманского МО, сказала следующее:
- Лидия Фроловна – добрейший человек, ни разу не видела её злой или сердитой, ни разу не слышала, чтобы она с кем-то поругалась или о ком-то сказала плохо. Всегда улыбающаяся, модно одетая. Пока был жив Михаил Григорьевич, они всегда вместе, дружно ходили на все праздники и концерты в клуб. Мне кажется, они никогда не ссорились, у них и дочь, Людмила Михайловна такая же спокойная. Я-то ровесница их внуков, но Лидию Фроловну я люблю как хорошего человека.
А мы, продолжая разговор, пьём чай. Хозяйка выставила на стол всё: печенье, конфеты, кулич, яйца. Говорит, продукты привозит дочка. Бывает у матери часто, несмотря на занятость, дочь ещё работает. Вот и юбилей будет готовить она, а мама – в помощницах. Дочь она жалеет, говорит, что ей пора бы уже и оставить работу, ведь она пенсионерка. Дочь зовёт её к себе.
Но пока Лидия Фроловна живёт одна, с домашними заботами справляется. Сейчас выращивает рассаду, летом может прополоть грядки. Самостоятельно выезжает в город, в Новотарманский, если нужно попасть в больницу. Хорошо в городе ориентируется.
- Я ведь родилась в городе, мы жили Зарекой, - рассказывает она. – В семье нас было три сестры: Лена, Аня и я. Ани уже нет, Лене 95 лет. Семья у нас была дружная. Папа был хорошим сплавщиком леса, его ценили на работе. С детства нас приучали к труду. Когда началась война, мне было 13 лет, сёстры уже работать пошли. Я, закончив 7 классов, тоже вышла на работу ученицей статистика в лесхимпрофсоюз. 1944 и 1945 годы работала, даже в отпуске не была, это записано в архивных документах. Но сохранились не все документы, не хватило полутора месяцев (нужен был год работы), чтобы стать ветераном труда (войны).
У мужа такие доказательства были, он пошёл работать совсем рано. Родился он в деревне, мальчишкой стал пасти колхозный скот. А когда с мамой переехали в город, пошёл на сапоговаляльную фабрику. Стаж ему записывали в метрике (свидетельстве о рождении), поэтому ему никаких архивов не нужно было. Он был ветераном трудового фронта.
Я спрашиваю о их знакомстве, о начале семейной жизни. Моя героиня рассказывает:
- Мы оба жили Зарекой, а это как большая деревня, все друг друга знали. Миша был меня моложе на 2 года, высокий, красивый. Девчонки на него обращали внимание, но он выбрал меня. Поженились рано, жили со свекровью, уже до армии у нас родился ребёнок. Назвали Мишей, он умер в 2 месяца. А потом мужа забрали на службу, прослужил 3,5 года. Я всё время жила со свекровью, она была очень хорошая женщина, любила меня, как дочь. Миша дважды приезжал в отпуск, а потом, перед окончанием службы, вдруг перестал писать письма. Я очень переживала, думала, может, встретил другую девушку. Но оказалось, что он просто уже собирался домой.
Удивительно, но во время нашего разговора мы вновь и вновь возвращались к Михаилу Григорьевичу, казалось, что он постоянно присутствует здесь. Для моей героини, видимо, так и есть.
Всю жизнь они с мужем много трудились. Построили свой дом и до пенсии жили в городе. Лидия Фроловна много лет отработала на ковровой фабрике, а затем на фармзаводе фасовщицей. Мужу хотелось на пенсии переехать в деревню. Так они оказались в Решетниково, и вот почти 30 лет проживает моя героиня здесь. Они и здесь построили дом, обзавелись хозяйством, держали корову, поросят, овец. Дочь и сын уже жили самостоятельной жизнью, к ним привозили внуков, и дом наполнялся звонкими голосами. Сына давно нет, эта трагедия осталась в сердце до сих пор…"
А внуки выросли, их 4, появилось 4 правнуков. Внуки любят бабушку, приезжают, помогают, заботятся о ней, работают в огороде.
Наш совет ветеранов от всей души поздравляет Лидию Фроловну с замечательным юбилеем и желает ей доброго здоровья.