Где начинается путь к звездам
- 21 ноября 2015, 08:00
- Дмитрий Зайцев
- Общество
С приходом зимы у астрономов-любителей настает горячая пора: короткий день, длинная ночь. Астрономы едут в Червишево.
Для 400-миллиметрового телескопа необходимо отдельное здание или мансарда с раздвигающейся крышей. Лучше, чтобы в округе не было ярких фонарей и высоких строений. В большой телескоп интереснее разглядывать не Венеру, Юпитер или Луну, а тусклые объекты вроде галактик. Все это факторы сработали в пользу того, чтобы уроженец села Червишево Владимир Куракин построил здесь свою обсерваторию.
Бывшая водонапорная башня с 80-х годов стояла брошенной. Куракин вспоминает: в 2005 году вывезли отсюда пять или шесть "камазов" мусора. Соорудили винтовую лестницу. Купол крыши Владимир Иванович за зиму смастерил, как он говорит, в собственном огороде. Купол поворачивается на 360 градусов, для телескопа в нем есть окошко, управляется с пульта: находишься здесь в полумраке, жужжат двигатели, нацеливается в небо прибор – еще не взглянул в окуляр, а уже чувствуешь себя героем фантастического фильма.
Владимир Иванович рассказывает, как сам в десятом классе впервые увидел Сатурн и понял: мир гораздо разнообразнее и шире, чем мы привыкли о нем думать.
– Тот школьный телескоп до сих пор у меня хранится, – говорит он. – Сюда же мы поставили самый большой прибор, который позволяло помещение.
В 2006 году этот "американец" MEADE LX200R был вторым ввезенным в Россию, первый работает в Пулковской обсерватории. Кроме телескопа и разного дополнительного оборудования в башне есть детский уголок, куда на занятия приходили дети из соседней школы, есть библиотека, операторская, где в тепле и уюте можно настроить телескоп: изображения с него приходят на компьютер. Единомышленники Куракина – инженеры Виталий Угренинов и Игорь Кривошеев – занимаются технической частью, также увлекаются астрофотографией.
– Когда я только очутился здесь, голова закружилась от возможностей, которые предоставляет техника, – говорит Угренинов.
– Смотришь на Луну, и как будто находишься на борту "Аполлона-13", – делится впечатлениями Кривошеев.
У Виталия любимая звезда – Вега. Игорь с удивлением обнаружил, что Полярная звезда состоит из двух небесных тел, оба из которых прекрасно видны. Таких личных открытий, больших и малых, должно быть больше, уверен Владимир Куракин.
– Ежедневно по трассе проходит до девяти тысяч машин. Поблизости два крупнейших санатория. Гости со всего мира приезжают на соревнования в "Жемчужину Сибири", – говорит Владимир Иванович. – Все это аудитория, которую можно и нужно привлекать нашими туристическими достопримечательностями.
Как коренной житель села и депутат районной Думы Куракин ратует за то, чтобы преимущества, которые здесь есть, работали. Кроме обсерватории, это мог бы быть музейный комплекс, посвященный истории Червишево. Село – одно из старейших в области, ему около 400 лет. Здесь впервые за Уралом появилось маслоделие. Было гончарное и слесарное производство. Сыры из Черной Речки были знамениты на всю страну. Даже водонапорная башня – тоже своего рода исторический объект: в конце 1950-х годов ее построили из местной глины, которую тут же неподалеку обжигали. В общем, есть о чем и что рассказывать.
Владимир Куракин подчеркивает, что обсерватория – не бизнес для него. Наверное, поэтому о ней не пишут в путеводителях. Но, как говорит хозяин, все, кто хотел посмотреть здесь на звездное небо, смогли это сделать.
… И мы, конечно, тоже. Жаль, не попали на пролет МКС, зато увидели Большое скопление Геркулеса: серебряная пыль на бархате неба. Прикоснулись взглядом к Туманности Андромеды: чем хорош телескоп – в него можно увидеть звезды, даже если у тебя "минус пять". Наконец, увидели двойную звезду Альбирео в созвездии Лебедя – красный и синий шарики на небольшом расстоянии друг от друга, пляшущие, вибрирующие в окуляре из-за влияния земной атмосферы…
"Ну, как, нет ощущения, что замерзли зря?" – спрашивает Виталий Угренинов. Нет. Я говорю Куракину, что его башня бесценна. "А ее никто не оценивает и не собирается продавать", – отвечает Владимир Иванович.