«Живая память о несгибаемой воле». Воспоминания ветерана Хачиакбара Нигматуллина

Житель блокадного Ленинграда Майя Нигматуллина в молодости

А Ленинград выстоял…

27 января 1944 года была снята блокада Ленинграда, продолжавшаяся 872 дня. Фашисты начали наступать на Ленинград 10 июля 1941 года. В начале сентября стали массированно бомбардировать город. Настала голодная и холодная зима. Семья Майи Михайловны Нигматуллиной (Антроповой) тогда жила на Малой Охте.

Большинство жилых домов в Ленинграде были с печным отоплением. Для обогрева квартир использовали печки-"буржуйки", которые топили книгами, мебелью – всем, что горит. В ноябре 1941 года отключили электроэнергию, водопровод. Многие люди голодали и замерзали в неотапливаемых домах, за водой ходили на Неву.

На Ленинград сбрасывали в основном зажигательные бомбы весом до одного килограмма. Особенно старались бомбить Бадаевские склады, где хранился неприкосновенный запас города. Из-за промерзания пожарных гидрантов серьезной проблемой стало тушение пожаров.

Отец моей жены Михаил Васильевич Антропов во время блокады был уполномоченным ЦК Союза рабочих пожарной охраны г. Ленинграда и области, его супруга Ядвига Иосифовна работала учительницей начальных классов. С 1943 года в Ленинграде было раздельное обучение мальчиков и девочек. Власти делали ставку на воспитание в духе дисциплины, патриотизма и самопожертвования – качеств, которым придавали особое значение в то время.

После прорыва кольца блокады изможденные долгими месяцами страха и голода дети не хотели больше сидеть в классах. Майя записалась в конькобежную секцию на стадионе "Динамо". В 1956 году она окончила финансово-экономический институт г. Ленинграда, отрабатывать по специальности ее отправили в г. Владивосток на судоремонтный завод.

В это время я служил матросом на Тихоокеанском флоте. Мы меняли состав военнослужащих, набранных в послевоенные годы и служивших уже по 5-7 лет. Они в свое время сменили демобилизованных воевавших матросов.

Из-за больших потерь во время войны с мужчинами в стране был дефицит. Я с детства занимался спортом, это заметили мои флотские командиры, включали в разные виды соревнований. На водноспортивной станции Тихоокеанского флота проходила 7-я летняя комплексная спартакиада по плаванию. Смотрю, среди болельщиков сидит модно одетая, красивая девушка. Подошел и угостил ее шоколадом. Так и познакомился со своей будущей супругой.

Отслужив четыре года, я остался в Приморском крае. В июне 1963-го вернулся на свою малую родину – в Тюмень. Майя, отработав 7 лет в Владивостоке, вернулась в Ленинград.

Жизнь в блокадном Ленинграде по-разному повлияла на людей. Одни умерли после снятия блокады, а другие жили с подорванным здоровьем. Отец Майи Михайловны тяжело белел. Государство его лечило, отправляло на лучшие курорты Прибалтики.

Я приехал в Ленинград, и мы с Майей Михайловной поженились. Через год родилась наша дочь Наташа. Я служил офицером на Обуховской обороне, а супруга работала в управлении Балтийского пароходства инженером-экономистом. Мы уходили на работу, а дед присматривал за Наташей, несмотря на болезнь. Михаил Васильевич скончался в возрасте 68 лет, придя в поликлинику.

Меня в сентябре 1973 года по службе перевели в Тюмень. С Майей Михайловной мы прожили в официальном браке 53 года. Она умерла 3 года назад.

Каждый год мы отмечаем день полного освобождения Ленинграда от фашистских захватчиков. Это живая память о несгибаемой воле, отваге и стойкости жителей города.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "История"

comments powered by HyperComments