Летопись Тюменского района
- 13 января 2024, 11:00
- Ольга БОРОВИКОВА
- Краеведение
Историю «столичного» бережно хранят пожелтевшие страницы «Красного знамени». Газета «Красное знамя» на протяжении века издается на территории района. Долгие годы ее возглавляет Тамара Владимировна Некрасова, поэтому мы решили: с кем, как не с ней, в День российской печати поговорить о любимом издании жителей «столичного».
– Тамара Владимировна, вы знакомы с газетой "Красное знамя" со школьной скамьи. Какой она тогда была? О чем писала? Какие темы и люди чаще всего стояли на повестке?
– В конце 60-х газет в Тюмени было всего три: "Тюменская правда", "Тюменский комсомолец" и "Красное знамя". Пока училась с школе, сотрудничала со всеми тремя. Если в первых двух брали только мои заметки о школьной жизни, то в "Красном знамени" решили сразу окунуть в самую что ни на есть гущу жизни: дали в руки жалобу доярок и отправили на Воронинскую ферму – разбираться. В материале, написанном в результате этой поездки, было все: ревущие коровы, возмущенные доярки, запахи силоса и мои новые валенки, насквозь промоченные навозной жижей. Но в результате правки превратили сей труд в крошечную заметку для сатирического раздела "Молотилка".
Главными темами газеты в 60-х было сельское хозяйство и... международное положение. Сельским людям рассказывали, как страдает народ Мозамбика под гнетом капиталистов, как Танзания семимильными шагами идет к социализму и как бастуют трудящиеся Аргентины. В 70-е международное положение давалось в обзорах, а страницы газеты были полностью отданы местной тематике: сельское хозяйство, промышленность, культура, партийная жизнь, народный контроль... Уже не школьницей, а полноценным сотрудником я пришла в "Красное знамя" в 1974-м. Тогда в районе бурно развивалась промышленность, на этот отдел меня и поставили. Было безумно интересно ездить по заводам, по стройкам – все шумит, всюду разные запахи, все в движении!.. Будни великих строек.
Главным героем в газете был сельский труженик: доярка, комбайнер, строитель, культработник. Простые, открытые люди, которых смущало внимание газетчика и которые не любили фотографироваться. Газета учредила приз имени Героев Социалистического Труда Татьяны Федорович и Прасковьи Макаровой – этот приз вручался лучшей молодой доярке (а их в хозяйствах Тюменского района было немало). Так газета стала организатором соревнования за высокие надои.
– Как изменился с тех пор тираж издания, его периодичность?
– Газета выходила не на много чаще, чем сейчас: три раза в неделю. Тиражи были высокими. Ведь каждая семья выписывала минимум четыре газеты: областную, районную, комсомольскую и пионерскую. Стоило это копейки.
Сейчас подписка на полугодие обходится людям в 800 рублей. Из них производство газеты – лишь 211 рублей. Все остальное – доставка газеты до подписчика. То есть собрать материалы, написать, набрать и выправить тексты, сделать газету на компьютере, оплатить бумагу, типографские расходы, труд журналистов и полиграфистов стоит в четыре раза дешевле, чем работа "Почты России".
– "Красное знамя" можно по праву считать летописью Тюменского района. Любой информационный запрос приводит человека на страницы этой газеты. Каково это, чувствовать себя причастным к фиксации истории "столичного"?
– Есть такое известное выражение, которое принадлежит, кажется, американскому издателю Филипу Грэму: "Газета – первый черновик истории". Ну почему же черновик? Она и есть история! Где еще, кроме как в этом "черновике", вы узнаете, что в 30-х годах прошлого века собирались строить в нашем районе мощную гидроэлектростанцию. Кто кроме этого "черновика" расскажет про 15-летних трактористок из Якушей, заменивших ушедших на Великую Отечественную отцов, или про юных рыбачек из Янтыка, вынимавших сети из ледяной воды? Где еще прочтешь скупые воспоминания фронтовика, вернувшегося с Великой Отечественной? Такой недолговечный газетный лист хранит огромный пласт истории, события, запечатленные в момент их свершения.
Чувствовать себя причастными к фиксации событий и жизни района – это очень круто. Открываешь подшивку за 1943-й, 1958-й, 1961-й год, листаешь пожелтевшие от времени страницы и понимаешь: нигде, кроме этих страниц, таких фактов не найдешь. Не узнаешь, чем занимались твои далекие предки, что, когда и с какими усилиями строили, о чем мечтали. Не ощутишь дух того времени.