Исполнилось 185 лет со дня рождения Н.М.Чукмалдина, уроженца с.Кулаково, крупного сибирского предпринимателя и мецената

Блистательный самоучка

15 декабря исполнилось 185 лет со дня рождения Н.М.Чукмалдина (1836-1901) – нашего выдающегося земляка, уроженца с.Кулаково, крупного сибирского предпринимателя и мецената.

От Головачёва до наших дней

С годами интерес к этой бесспорно неординарной личности растет. С 2010 года в Тюмени проходят ставшие традиционными Чукмалдинские чтения; в 2011-м при спонсорской поддержке стало возможным издание сборника воспоминаний и писем нашего славного земляка, который так и назывался – "Чукмалдин" (его составители – кандидат экономических наук Александр Вычугжанин и доктор исторических наук, профессор ТюмГУ Александр Еманов); в том же году была отчеканена памятная медаль "За сохранение национального достояния" с изображением двух известных людей – Николая Чукмалдина и Ивана Словцова; в 2014 году в одном из микрорайонов областного центра открыли бронзовый памятник Николаю Чукмалдину – на бульваре его имени (художник Александр Якунин, скульптор Михаил Евдокимов); в 2013 году творческой бригадой телекомпании "Культура" о незаурядной судьбе нашего земляка был снят документальный фильм "Приговор". Появилась улица, названная именем купца…

Нельзя не напомнить, что первое серьезное издание, принадлежавшее перу известного историка и краеведа П.М.Головачева – "Жизнь и деятельность Н.М.Чукмалдина" – вышло в свет спустя два года после скоропостижной кончины купца и мецената – в 1903 году в Тюмени: с тех пор в течение почти века о Чукмалдине не было написано ни строчки. По сути заново открыла Чукмалдина истинная подвижница, известный краевед, преподаватель ТюмГУ, кандидат филологических наук Л.Г.Беспалова: в 1998 году в Средне-Уральском книжном издательстве вышла ее монография "Тюменский край и писатели ХVII-XIX веков", написанная в соавторстве с дочерью, Ю.М.Беспаловой. В ней достаточно полно представлена биография Чукмалдина, а также избранные главы из его мемуаров "Мои воспоминания" (часть 1-я вышла в 1899 году в Санкт-Петербурге, часть 2-я – в 1902-м в Москве, уже после смерти автора). До этого Л.Г.Беспалова кратко рассказала о Чукмалдине в коллективных "Очерках истории Тюменской области" (Тюмень, 1994).

Мандрика ищет – Мандрика найдёт!

Поистине неоценим вклад в ликвидацию белых пятен в биографии нашего земляка другого подвижника – известного журналиста, краеведа, книгоиздателя Ю.Л.Мандрики. Мало того, что благодаря его усилиям почти столетия спустя были переизданы доступные ранее лишь узкому кругу читателей мемуары Чукмалдина: Юрий Лукич продолжил архивные изыскания, результатом которых стали найденные им ранее неизвестные письма купца, часть из них были опубликованы (см., например, "ЛукичъК", 2017, N 4).

Года три назад Мандрика уехал на ПМЖ в Москву. "Сижу в архиве – в военном архиве, в РГАЛИ (Российский государственный архив литературы и искусства. – В.П.), в Государственном архиве РФ. "В последнем уже больше десяти лет назад открыли спецхран, и такой кладезь интереснейшей информации открылся – времен гражданской войны, времен Колчака… Посчастливилось найти уникальный документ, из которого можно узнать, откуда, например, у Чукмалдина взялось богатство – когда-нибудь я об этом обязательно расскажу, надо поднакопить материал…".

Страшно любопытно узнать, что же "накопает" дотошный Лукич: наберемся терпения. Он уже неоднократно доказывал: кто ищет – тот всегда найдет!

- Вообще, чем больше я узнаю о Чукмалдине, тем больше поражаюсь тому, насколько масштабна эта фигура. Мы многого еще не знаем об этом человеке. Например, о том, что он валенки для армии поставлял, войлок (помимо того, что в Тюмени у Чукмалдина была ткацкая фабрика, в Кулаково – спичечная фабрика и мыловаренный завод, в Арзамасе Нижегородской губернии он владел войлочной фабрикой. – В.П.). Человек не бедный, он многое мог себе позволить. Путешествуя по Востоку, возил с собой корреспондента, который все описывал. Не исключено, что он за Чукмалдина и писал… К слову, корреспондент этот, или пресс-секретарь, Шарапов его фамилия, был смелым человеком, например, писал у себя в газете ("Сибирской торговой газете" – В.П.) о том, как разворовываются деньги, отпущенные на строительство железной дороги. О том, как Россия деградирует…

Неологизм: "Чукмалдиновед"

Отрадно осознавать, что энтузиазм исследователей не иссякает. Поисками увлечен не только Мандрика: тот же Вычугжанин, например, работая в главной библиотеке страны, обнаружил письмо Чукмалдина, адресованное Обществу любителей словесности. В этом послании Николай Мартемьянович предлагает знатокам русского языка свои многолетние наработки – "Собрание народных слов". Письмо было датировано 1860 годом, а в 1863-1866 гг. Общество выпустило знаменитый "Толковый словарь живого великорусского языка" Владимира Даля. Вычугжанин не исключает, что часть записей Чукмалдина могла быть использована при составлении словарного словника. А почему нет?

"…Кулакова во все времена моей сознательной жизни была моим любимым детищем, которому прощаются все его пороки и грехи", – признавался Н.М.Чукмалдин.

К счастью, односельчане помнят о многочисленных щедротах своего благодетеля. Трудно переоценить вклад в сохранение памяти о знаменитом земляке Анны Бейдель, Амалии Дильман, Ирины Горбачевой – кстати, в первую очередь благодаря им в русском языке появился (не без участия, правда, нашего брата-журналиста и, конечно же, самого Чукмалдина) казавшийся поначалу несколько неуклюжим неологизм – "чукмалдиновед". Сейчас это слово уже не кажется нелепым, как раньше, и не царапает слух. Действительно, если есть пушкиноведы и лермонтоведы, то почему бы не быть чукмалдиноведам?

"Личность планетарного масштаба…"

Профессор А.Г.Еманов, заведующий кафедрой археологии, истории Древнего мира и Средних веков Тюменского госуниверситета, назвал Чукмалдина личностью планетарного масштаба: он притягивал к себе людей, формировал новые миры, частью которых были и наши видные земляки.

"Суммируя данные о Николае Чукмалдине, могу сказать: это прежде всего патриот, которому одна мысль о вывозе капитала из России была чужда, – убежден Александр Еманов. – Он выступал в защиту общины, истинно русского уклада жизни. В его литературном наследии есть такие строки: "Выигрывает и богатеет в торговле тот, кто оказывает услугу обществу. Наивыгоднейший товар – доверие, а доверие дается только безупречной честности и торговому бескорыстию". Такой нравственный подход к торговому делу наверняка найдет отклик в сердцах и некоторых нынешних предпринимателей".

"Многие высказывания Чукмалдина могут служить руководством к действию для современных деловых людей, – вторит своему ученому коллеге Александр Вычугжанин. – Я тридцать лет отработал в банковской сфере и уверен, что метода Чукмалдина – "не обманывать, не подводить, вести бизнес по совести" – оказывается в итоге наиболее перспективной".

Един во многих ипостасях

Николай Чукмалдин достаточно ярко проявил себя во многих ипостасях, что отразилось в адресованных ему оценках: "писатель, купец-интеллигент, меценат" (Л.Беспалова); "купец, меценат, библиофил" (И.Горянская); "купец и меценат" (Ю.Мандрика). Но, пожалуй, наиболее всеобъемлющую, развернутую характеристику – видимо, в знак особого пиетета – дала И.Горбачева: "купец-миллионер, промышленник, магнат, писатель, публицист, путешественник, коллекционер, меценат, благотворитель". Можно, наверное, назвать Чукмалдина также этнографом и просветителем. А еще он сочинял сказки: одну из таких – "Сказку о светлом сне", которую Николай Мартемьянович специально написал для детей (их у него было четверо).

"Мы, русские люди, мало чтим и помнит таланты своих соотечественников, – писал Н.М.Чукмалдин. – Мне всегда казалось в высшей степени ошибочным, что мы не делаем усилий запечатлеть в памяти подрастающих поколений имена людей, старавшихся о насаждении на их родине всего только полезного для народной жизни".

Хорошо зная Европу, Чукмалдин имел возможность сравнивать, как там обстоят дела с сохранением памяти о предках, и с сожалением констатировал, что в Старом Свете жители гораздо бережнее, нежели у нас, чтут память о местных талантах: любой город строит памятники, музеи, школы в честь выдающихся людей в том месте, где они жили и творили, создавали материальные блага. "Любая провинция гордится именем выдающегося деятеля, уроженца этой провинции, и спешит издавать его биографию, рассказы из его жизни и деятельности. Ах, если бы Тюмень явила пример исключения…"

Не правда ли, мудрые и прозорливые слова, похожие на своего рода духовное завещание, напутствие блистательного самоучки всем нам, его потомкам…

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "История"

comments powered by HyperComments