i.dailymail.co.uk
| Фото: i.dailymail.co.uk

Чернобыль. Люди долга

30 лет назад, 26 апреля 1986 года, произошла крупнейшая в истории человечества техногенная катастрофа – авария на Чернобыльской АЭС.

Водителю совхоза "Лесной" Газинуру Юмашеву в то время было 24 года. Позади уже была срочная служба в армии, в железнодорожных войсках, женитьба. Когда пришла повестка из военкомата, Газинура это несколько удивило, но особо не встревожило: о том, что в Чернобыле  произошла трагедия с человеческими жертвами, тогдашние СМИ почти не информировали. Предполагал разное, имея в виду наличие нескольких востребованных профессий – от бульдозериста до грейдериста; подумал: мало ли что?

Даже прибыв в ТВВИКУ, любопытство своё удовлетворить не смог: все были в подобном же неведении. Группу военнообязанных посадили в транспортный самолёт, и какое-то время спустя они приземлились в Белой Церкови Киевской области.

Распределили в полк химической защиты, водителем на АРС – агрегат радиационной спецобработки. С двумя  сослуживцами-химиками, облачёнными в АЗК (у него защитного комбинезона не было, лишь респираторы "давали пачками"), возил за несколько километров воду, которой мыли автомобили и железнодорожные вагоны, подвергнутые более допустимого радиации. За всё время пребывания в зоне отчуждения пришлось сменить пять машин, так как заражены они были настолько, что проще было сразу отогнать их в могильник. Позднее горы брошенной техники разрезали на металлолом и отправляли на переработку.

Служил наш земляк в 18 километрах от станции, которую с такого расстояния было хорошо видно. Здесь, на станции Янов, дозиметры сильно зашкаливали, съезжать на обочину было категорически запрещено. Особенно гнетущее впечатление производили зелёный по весне лес, мгновенно ставший после аварии ржавого цвета: жуткая картина… Муар в глазах, вкус свинца во рту – эти ощущения стали с той поры привычными для большинства трудившихся на дезактивации ликвидаторов.

Газинур Юмашев находился в зоне отчуждения 69 дней – с 12 сентября по 17 ноября. Был откомандирован, изрядно перебрав рентгенов. В январе 1987-го родился сын Флюр – когда Газинур уезжал в командировку, жена носила ребёнка под сердцем. Два года спустя появилась на свет дочь Диана. "Боялся, что у неё будут проблемы со здоровьем, потому что я уже через год-два ощутил проблемы с желудком, повысилось давление, стали болеть суставы, - признаётся Газинур. – Но, слава Богу, у дочери всё хорошо, она получила высшее образование, любимую работу…"

26 апреля в области, 1627 жителей которой принимали участие в аварийных работах на ЧАЭС и в непосредственной близости от неё, прошли торжественные митинги, молебны, посвящённые памяти ликвидаторов. Люди несли венки и цветы к подножиям мемориалов жертвам трагедии 30-летней давности.

По информации бессменного председателя районного отделения Всероссийской общественной организации "Союз – Чернобыль" Владимира Панкратова, в "столичном" на сегодня состоят на учёте 62 ликвидатора. Каждый год они собираются вместе, чтобы помянуть тех, кого уже нет рядом: Александра Чичибабу, Александра Александрова, Олега Белозёрова, Сергея Василенко, Владимира Воскобойникова, Владимира Гейнца и других.

С каждым годом этот скорбный мартиролог расширяется: на сегодня в нём 30 фамилий…

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "Созоново"

comments powered by HyperComments