13 тюбетеек Ембаевского музея
- 01 декабря 2025, 08:22
- Ольга БОРОВИКОВА
- Культура
«Тюбетейка нужна для того, чтобы с Неба было радостно на тебя смотреть», – говорили мудрецы. Для татарского народа тюбетейка – это не просто головной убор. Это символ, который несет в себе многовековую историю, традиции и культуру.
Именно тюбетейка стала объектом исследования ученицы восьмого класса Ембаевской средней школы Азалии Кудайгуловой. Свою работу девочка представила на Областной конференции историко-краеведческих работ "Мы живем в Сибири", став первой в секции "Культурное наследие".
"Название тюбетейка происходит от тюркского слова "тюбе" (или "тюбетей"), что означает "вершина", "навершие". На Востоке считается, что макушка головы – точка соприкосновения со вселенной, и тюбетейка выполняет роль оберега, защищая самое уязвимое место человека от злых духов и притягивая здоровье и благополучие. Тюбетейка занимает особое место в истории татарского народа. Ее изучение помогает лучше понять историю, традиции и эстетические предпочтения татар. А результаты моего исследования могут быть использованы в музейной работе, образовательной деятельности или развитии туризма в селе Ембаево", – поделилась Азалия.
Сегодня в фондах Ембаевского сельского музея хранится 13 тюбетеек. Все их школьница внимательно изучила и систематизировала. Четыре головных убора имеют слегка заостренный верх, семь – квадратную форму, шесть – круглую. Среди тюбетеек девять мужских и четыре женских, шесть – повседневных, шесть – праздничных и одна – свадебная.
"Основные материалы, которые использовались для изготовления тюбетеек, это бархат, шелк, парча и хлопок. Среди экспонатов также есть узбекская тюбетейка, она называется дуппи. По мнению исследователей, тюбетейка является своего рода паспортом ее обладателя. Форма и орнамент этой маленькой шапочки говорили о принадлежности хозяина к определенному народу и сословию. По внешнему виду тюбетейки местные жители сразу могли определить статус человека, его достаток, понять, горе или праздник в его семье. Ни один мужчина не имел права появиться в мечети, на празднике, на похоронах и поминках без головного убора. Сегодня этот старинный предмет одежды снова возвращается в современный костюм и даже в повседневную одежду", – уточнила Азалия Кудайгулова.
Юная исследовательница также добавила, что проведенная ею работа обязательно поможет в популяризации национальных символов среди молодежи, так как станет основой для экскурсий в стенах музея.















