История как искусство
- 21 мая 2018, 10:00
- Татьяна ЮРТИНА
- Культура
Обладатель главной награды Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2017» - Большого хрустального пеликана, учитель истории, права и обществознания гимназии № 116 из Санкт-Петербурга Илья Демаков провёл мастер-класс для педагогов Тюменского района.
Окунуться в многогранный творческий мир этого человека, узнать некоторые секреты его профессионального мастерства смогли 80 учителей истории и руководители школ "столичного".
Илье Демакову 30 лет, до победы во всероссийском конкурсе 2017 г. он стал абсолютным победителем конкурса "Педагогический дебют – 2013", обладатель премии президента РФ для поддержки талантливой молодёжи, победитель конкурса "Лучший учитель" в рамках ПНПО (приоритетного национального проекта "Образование"). Отмечен наградами министерства образования РФ, правительства Санкт-Петербурга, международных общественных организаций в сфере образования и науки.
На своём сайте "История как наука и искусство" (www.demakov.spb.ru) он рассказывает о себе: "Окончил Санкт-Петербургский государственный университет. Моя специальность – теория исторической науки. Это значит, что я учился, как и с помощью чего изучать историю, а также как сохранить и передать память о прошлом. Окончил аспирантуру Российской академии наук, подготовил диссертационную работу о Михаиле Васильевиче Ломоносове. Мне нравится самому заниматься наукой, изучать языки – древние и новые, и помогать в этом моим ученикам. Моя особенная гордость – ученики, среди которых победители Всероссийских олимпиад и молодые исследователи, отмеченные дипломами конкурсов и научных конференций школьников".
Говоря о школе, состоявшийся педагог подчёркивает: "Работа в школе — это живой диалог. Каждое действие (и бездействие!) ученика и учителя непременно отзывается свежими впечатлениями, новым опытом или переменой в настроении. В школе всё живо и подвижно. Непосредственность и открытость здесь сочетаются с ответственностью. Но главное – в школе всегда есть то, что хорошо получается. А человеку нравится быть там, где он успешен.
По моему наблюдению, дети не очень-то хотят верить на слово, они хотят знать, как всё устроено на самом деле и изнутри. В истории точно так же. За всем, что нас окружает, нужно стремиться увидеть человека – сложного, уникального, но связанного с другими, а в каждой вещи и мысли – жизнь, частью которой они были".
И.С.Демаков уверен в огромной роли учителя в жизни современных детей. В одном из интервью он говорит: "Сегодня на первый план выходит умение общаться с ребёнком. Главный дефицит современного ребёнка - дефицит нормального человеческого общения, отсутствие диалога. Никакой компьютер, никакое дистанционное обучение не заменит живого общения с учителем. И это делает нашу профессию очень важной. По социологическим исследованиям, среднестатистический папа общается с ребенком 6 - 7 минут в сутки. А учитель, тем более классный руководитель, проводит с детьми гораздо больше времени. Социологи подсчитали, что с 1-го по 11-й класс ребенок проводит в школе 10,5 тысячи часов. Поэтому для учителя очень важно приобрести статус особого взрослого, с которым дети могут поговорить, к которому хотят обратиться с любым вопросом, и не только по математике, физике, но и про жизнь, общество, отношения.
Сегодня основная задача учителя и школы - не нагружать ребенка информацией, не навязывать ему свою стратегию поведения, своё отношение к той или иной проблеме. Наша задача - показать все возможные варианты, перспективы, предоставить право выбора и передать навыки, инструменты, с помощью которых можно сделать выбор, развиваться и двигаться вперёд".
Мастер-класс для педагогов "столичного", прежде всего, показал как привлечь интерес учеников к истории, каким должен быть инструментарий современного педагога в плане методики, уровень владения доступом к источникам информации, в том числе первоисточникам, и уровнем владения так называемой фоновой эрудицией и техникой межпредметного взаимодействия.
Урок для ребёнка должен быть связан с радостью узнавания. Опора учителя в его работе – его постоянно пополняемый багаж знаний и опыта, а также фоновая эрудиция ученика, из которой умелый учитель перекидывает мостики к новым горизонтам.
Любой факт истории, любые судьбы людей будут узнаваемы, приобретут более яркую окраску и массу значимых деталей, если их рассматривать через призму многообразия человеческих отношений. Историю можно изучать и с высоты птичьего полёта и из мышиной норы, уверен педагог.
Особая роль принадлежит учителю в цифровую эпоху. Интернет – неиссякаемый и бесценный источник информации для современного педагога. Приводя примеры из уроков, которые Илья Сергеевич проводит в гимназии со своими учениками, не сложно не заметить, что он использует для демонстрации или цитирования оригиналы документов на разных языках, заходя через интернет в исторические архивы, библиотеки разных стран, использует контакты с коллегами и учёными в социальных сетях и прочее.
Директор Богандинской школы № 1 Ирина Маслова дала высокую оценку мастер-классу Ильи Демакова: "Вызывает глубокое уважение его высокий профессионализм, эрудиция и методическая "оснащённость" молодого педагога. Посмотрите, как легко он удерживает внимание большой аудитории уже опытных учителей, умеет заинтересовать, привлечь внимание к теме и проблемам преподавания. Безусловно, его опыт можно брать на вооружение и педагогам-историкам и учителям других предметов. Меня как руководителя подкупает и его манера общения с коллегами и умение управлять вниманием коллектива".
Директор Московской школы Наталья Михальчак солидарна с коллегой из Богандинского и отмечает большой дефицит учителей-мужчин в российских школах. Не исключение и школы "столичного". Она надеется, что пример И.С.Демакова вдохновит многих других молодых и одарённых выпускников школ выбрать профессию учителя и успешно в ней себя реализовать.
Завуч Княжевской школы Ирина Костюкевич отметила, что ряд приёмов, используемых Демаковым, применяются и на её уроках.
На встрече с победителем всероссийского конкурса присутствовала заместитель главы Тюменского района Ольга Зимина. "Думаю, выражу общее мнение учителей Тюменского района о большой роли подобных мастер-классов и возможности почерпнуть для себя что-то новое и передовое. Мы с удовольствием откликнулись на возможность организации встречи с Ильёй Сергеевичем Демаковым, благодарны ему за внимание к проблемам современного образования, вклад в развитие школы, опыт работы в рамках новых образовательных стандартов и его инновационные подходы к работе с детьми".
Вопросы, адресованные известному педагогу учителями "столичного", касались разных аспектов образовательных стандартов нового поколения, оценок исторических событий, подготовки к ЕГЭ и его содержания и новой линейки учебников истории России.