Читающий человек разумный
- 28 сентября 2017, 09:00
- Татьяна ЮРТИНА
- Культура
Возможно, кто-то скажет, что в заголовке странная фраза. Кому-то она покажется незавершённой, кто-то попытается поставить запятую или тире. Не стоит стараться, спорить тоже не надо. Всё просто - только читающего человека можно назвать человеком разумным.
Книга терпит фиаско?
Огромно значение книги в жизни человека. Ещё не родившийся ребёнок слышит звуки маминого голоса, различает интонацию, внимательно слушает мамино чтение вслух. Только он появился на свет, она поёт колыбельные, рассказывает ему стихи и сказки.
В школе маленький человек учится читать по слогам, словам, а потом целыми текстами, рассказами, поэмами, повестями и романами. Без книги невозможно освоить профессию, добиться совершенства в любом деле, сформировать характер, нравственные принципы, научиться ладить с собой и окружающим миром.
Это хорошо понимают представители старшего поколения, в их домах до сих на видном месте хранятся собрания сочинений русских и зарубежных классиков. Правда, их наследники с лёгкостью избавляются от достояния предков, в лучшем случае подарив книжный фонд семьи библиотеке либо, что тоже не редкость, с лёгкостью отправляя его в мусорный контейнер.
Учёные говорят, интерес к чтению снижается во всём мире, а Россия при этом ещё и перестаёт быть самой читающей страной. Причины этого явления пока основательно не исследованы. Пока их принято связывать с процессами глобализации, доступностью электронных СМИ, развитием интернета и социальных сетей, индустрии шоу и развлечений.
Пока не осмыслены и последствия этого направления развития, воздействие на здоровье, психику, развитие интеллекта и памяти, формирование волевых качеств подростков и детей.
Гадкий гаджет
Все согласны, что-то в последние годы происходит не так. Какой-то системный сбой. Не успев прийти в школу, ребёнок утыкается носом в телефон или компьютер и всё больше погружается в виртуальный мир, расположенный на расстоянии бесконечности от реального. Уже в начальных классах он всё больше читает и пишет, уткнувшись в смартфон, жмёт клавиши, выстреливая короткими репликами, ссылками, смайлами, фото… Читает отправленное в ответ и снова нажимает на кнопки или клавиши, скользя по "стенам" и постам социальных сетей, именам подписчиков и друзей, бесконечным сайтам, страницам и торрентам, никого и ничего вокруг не замечая.
Круговорот виртуального общения поглощает его, и вот уже половина идущих по улицам, сидящих в кафе, спешащих в торговые или бизнесцентры, школы и университеты мёртвой хваткой держатся за свои гаджеты, в любой момент готовые хоть на мгновенье погрузиться в астрал. Маршрутки, автобусы, вагоны везут с утра до ночи склонённых над телефонами молодых людей, не замечающих, что старику рядом нужно уступить место, за окном красивая осень, ты давно не держал в руках книгу, не помнишь наизусть ни одного стихотворения, давно не разговаривал по душам с родителями, у тебя до сих пор нет настоящего друга, а лишь по переписке в сети. И при этом тебе не приходит в голову, что ты поглотитель пустот, а всё кроме этого, тебе безразлично, раздражает и не вызывает даже желания поднять глаза.
Проблема телефоно-, компьютеро-, игромании давно стала поводом для обсуждения, споров, научных и публицистических статей учёных, педагогов, психологов, политиков, юристов, родительской общественности и даже психиатров. Всем очевидно, что сложившаяся ситуация недопустима и нужно что-то делать – во имя блага детей и благополучия страны.
Дело государственной важности
Проблемой потери интереса к книге и чтению обеспокоено и государство. Из года в год оно поддерживает акции, мероприятия, нацеленные на популяризацию литературы, книгоиздания и книгочтения. 2015 год был объявлен в России Годом литературы, регулярными в регионах стали библионочи и книгообменники, выставки литературы и книжные презентации. Сколько ярких, масштабных мероприятий проходит в учреждениях образования и культуры Тюменского района! В "столичном" созданы и продолжают работать клубы любителей поэзии и театральные студии. Конкурсы чтецов включены в программы творческих фестивалей сельских муниципальных образований и тех, что проходят в масштабах района и области. Школы и детские сады тоже не остаются в стороне. В образовательных учреждениях накоплен богатейший опыт приобщения детей разного возраста к сокровищам российской и мировой культуры. Связь ребят с книгой усиливает научно-исследовательская, патриотическая и поисковая работа, ставшая привычным атрибутом жизни школ "столичного района". Школьные библиотеки, музеи, комнаты боевой славы являются центрами творческой и исследовательской деятельности обучающихся под руководством педагогов. Десятки ребят становятся победителями районных и областных предметных олимпиад, участниками и победителями научно-практических конференций, интернет-конкурсов и состязаний.
Одна из серьёзных попыток осмысления ситуации с книгочтением была предпринята в истории современной России в 2006 году. Тогда некоммерческое партнёрство "Российский книжный союз" и Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям приняли Национальную программу поддержки и развития чтения. В 2014-2017 гг. разработаны и приняты ещё несколько важных документов: "Основы государственной культурной политики (утверждён Указом президента РФ 24 декабря 2014 г № 808), Федеральная целевая государственная программа "Русский язык" на 2016-2020 гг.; Концепция преподавания русского языка и литературы (утверждена распоряжением правительства РФ 9 апреля 2016 г. № 637-р). Ещё одна важная мера – возвращение сочинения и изложения как форме допуска к государственной итоговой аттестации.
Этим летом, 3 июня 2017 года распоряжением правительства РФ утверждена Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации, которая определена как приоритетное направление в культурной и образовательной политике государства. Концепция представляет собой систему взглядов на основные проблемы в сфере детского и юношеского чтения, а также цели, задачи, основные направления формирования программы поддержки детского и юношеского чтения в России.
Программа фикс
Основная цель разрабатываемой программы, как зафиксировано в документе - повышение статуса чтения, читательской активности и улучшение качества чтения, развитие культурной и читательской компетентности детей и юношества, а также формирование у подрастающего поколения высоких гражданских и духовно-нравственных ориентиров.
Её приоритетными задачами является разработка междисциплинарной основы развития и поддержки детского и юношеского чтения, системы поддержки и повышения качества издаваемой детской литературы, повышение статуса и роли детского и юношеского чтения.
Программа основывается на принципах возрастных и индивидуальных особенностей развития детей, доступности, межведомственного взаимодействия и принципе активного участия детей и юношества в её реализации
Направления реализации программы – тоже самые разные: научно-исследовательская и методическая деятельность, развитие кадрового потенциала, поддержка книгоиздания и распространения, развитие инфраструктуры детского и юношеского чтения, деятельность в медиасфере.
В числе первоочередных задач предусматривается совершенствование образовательных программ в области филологии и педагогического образования, системы повышения квалификации педагогических работников, а также повышение уровня подготовки молодых педагогов (в том числе для дошкольного образования). Подготовка педагогических работников предусматривает включение курсов, дающих возможность подготовить обучающихся к работе с образовательным текстом по истории, географии, биологии, физике, химии или по иному учебному предмету. В концепции также говорится о целесообразности целевой подготовки специалистов в области детского чтения
Концепция является основой для разработки подпрограммы государственной программы "Информационное общество 2011 – 2020 годы". Программу поддержки детского и юношеского чтения планируется принять уже в этом году, а в следующем - начать её реализацию.
Педагоги против поглотителей пустот
Своё отношение к принятию государственной концепции и будущей программе я попросила высказать известных педагогов, руководителей образования и школ района. Очень интересно было узнать: были ли в жизни уважаемых мной людей книги, повлиявшие на их образ мыслей и действий. Наш разговор состоялся на районной августовской конференции и, надеюсь, и дальше будет продолжен на страницах "Красного знамени".
Директор Богандинской школы Ирина Маслова назвала традиционные мероприятия, проходящие в школе, направленные на повышение читательского интереса детей разных возрастов: "Книжкина неделя", конкурсы стихов, акция "Подари книге вторую жизнь", брейн-ринги по литературным произведениям. В 2016-м в школе успешно реализован проект "Человек читающий – ученик разумный", его реализация будет продолжена.
Говоря о детях, с которыми Ирина Станиславовна общается при приёме в школу, она отмечает, что далеко не все могут сразу ответить на вопрос, какую книгу читают в данный момент. Для неё лично энциклопедией жизни, своеобразным нравственным кодексом стала повесть Э.Хемингуэя "Старик и море", а рыбак Сантьяго – настоящий образец мужества, самоотверженности, мудрости и доброты. Разумеется, директор Богандинской школы, как и её коллеги, поддерживают усилия государства по поддержке книги и книгочтения. Она и другие словесники школы убеждены: без чтения невозможно развитие интеллекта и личности ребёнка.
Альбина Тимшанова, директор Ембаевской школы, подчёркивает, что огромное влияние на неё оказали два литературных произведения – "Мастер и Маргарита" М..Булгакова и роман Ф.Достоевского "Идиот". Эти книги просто перевернули её жизнь, благодаря им она на многое в жизни взглянула совершенно иначе. Конечно, в школе продолжают развиваться технологии привития детям интереса к книгам. Без этого уже невозможна деятельность современного образовательного учреждения.
Директор филиала Новотарманской школы в Нариманово Нина Чупина благодарна писателю Виктору Астафьеву за правду о жизни и Великой Отечественной войне. Сформированное благодаря ему отношение к людям и событиям она использует в своей педагогической деятельности. Классическая и современная литература давно являются в школе инструментом обучения и воспитания школьников, и не только на уроках русского языка и литературы.
Все педагоги, с которыми мне довелось в тот день обсудить принятие концепции программы поддержки детского и юношеского чтения отмечают особенности получения информации в современном мире – скорость и многоканальность. В своей профессиональной деятельности они делают ставку на качество информации и меру её освоенности подрастающим поколением. Надёжный источник получения качественной информации – книга. А значит борьба за человека читающего разумного продолжается.