Возвращённое детство

Глядя на сияющие лица десятилетней Катюши и шестилетнего Серёжи, трудно представить, что ещё совсем недавно их жизнь была непрекращающимся кошмаром, причиной которого были самые близкие люди, отказавшие им в заботе и любви.

Тени прошлого

В личных делах Серёжи Исакова и Екатерины Соболевой, хранящихся в отделе опеки и попечительства администрации Тюменского района, - оригиналы и копии документов, официальные акты, справки и постановления. В них - свидетельства подлости тех, кто является самой главной опорой в жизни каждого человека - родителей.

Катиным биологическим отцу и матери было за сорок, когда малышка появилась на свет. В акте обследования семейно-бытовых условий значится, что на протяжении длительного времени они не выполняли свои обязанности по воспитанию и уходу за ребёнком. Не имели постоянного места работы, не убирали в квартире. У девочки не было не только игрушек и тёплой одежды, своего уголка в доме, не было даже еды. Соседи подкармливали малышку, не раз они заставали её спящей на лестничной клетке.

Серёжин отец умер, когда мальчику исполнилось три года. Мать стала исчезать из дома, оставляя мальчика родственникам и знакомым. Её отсутствия становились более частыми и длительными, пока, наконец, она не исчезла совсем.

В Тюменский центр социальной помощи семье и детям Серёжу привезла его родная тётя, указав в заявлении, что сама воспитывать племянника не может по причине отсутствия бытовых условий. Его мать не явилась и на заседание суда, решением которого её лишили родительских прав.

Не интересуются жизнью девочки и люди, давшие ей жизнь и также лишённые права быть родителями: ни скромного письма не получала от них Катя, ни алиментов. Никто не слышал от них слов сожаления о зле, причинённом ребёнку. Ни когда её переводили из одного социального учреждения в другое, ни когда в жизни девочки произошла, наконец, счастливая перемена, когда совершенно чужие мужчина и женщина взяли её и Серёжу на воспитание в свою семью.

На одной волне

О первой встрече с ними приёмная мать Вера Пермякова не может вспоминать без слёз.

  • Катюша была очень коротко пострижена. Худенькая, с ясными, добрыми глазами, с первых минут привязавшаяся всей душой к нам, незнакомым людям. На вопрос: "Сколько тебе лет?" - отвечала "Пять", хотя ей было тогда уже семь. На шее Серёжи была рана, которая постепенно зажила, оставив след в виде шрама, - делится воспоминаниями добросердечная женщина. Поразила её до глубины души характеристика малыша, находящаяся в личном деле, - "педагогически запущенный ребёнок"... Как может быть педагогически запущенным ребёнок, не знавший материнской ласки?

В семье Пермяковых четверо своих детей. К моменту, когда Вера Владимировна и Сергей Макарович приказом управления образования Тюменского района осенью 2007 года получили разрешение создать приёмную семью, у них было двое внуков - дети старшей дочери Оксаны. Женился после армии Виктор, сейчас ему 23, строит свой дом рядом с родительским. В молодой семье растёт сынишка. Надежде - двадцать два, после окончания Тюменского колледжа искусств она неожиданно для родителей стала предпринимателем, живёт и работает в областном центре. Семиклассница Люба - самая спортивная в семье, одна из лучших легкоатлетов и представителей силовой акробатики в школе и посёлке, неоднократный победитель самых разных соревнований.

  • Мне всегда тяжело слышать истории непростых детских судеб, - продолжает рассказ Вера Владимировна. - Как-то на работе, а была я тогда оператором в местной котельной, увидела краем глаза передачу областного телевидения о сиротах при живых родителях, наплакалась досыта. Так с этой болью и домой пришла. Решила с мужем поделиться и говорю: "Давай возьмём на воспитание мальчика и девочку. Наши-то выросли, не заметим, как Любаша школу закончит, не успеем оглянуться, дети и внуки будут только по праздникам в гости приезжать". Муж согласился.

Семейная академия Пермяковых

Супруги Пермяковы - оба из многодетных семей. По глубокому убеждению Сергея Макаровича, достойных людей можно воспитать только в большой семье. Надо, чтобы с детства дети знали цену труда, умели выполнять самую разную работу по дому, заботились друг о друге и умели свои желания соизмерять с желаниями других.

Сам он - девятый из десяти детей у своих родителей. В младенчестве тяжело болел, пока родители, а отец его был коммунистом и не последним человеком в деревне, не решили его окрестить по старообрядческому обычаю. Крещение состоялось зимой - мальчика во время таинства окунули в прорубь. Через несколько дней сын Божий Сергей поправился и на здоровье своё до сих пор не жалуется.

Глава большой семьи - мастер на все руки, добрейшей души человек. Бывает и строг, но никогда никого напрасно не обидит. Не признаёт насилия. Ремень и угол - для устрашения, а не для воспитания, считает он. Главное - быть примером своим детям. Его слово - закон в семье.

  • Даже в трудные перестроечные времена не сидели Пермяковы без денег. Много лет проработал Сергей Макарович на Севере, занимался и частным извозом.

Дом Пермяковых на улице Тюлькинской построен их собственными руками - из бруса, облицованный кирпичом, в два этажа. Есть на участке и все необходимые постройки. Гараже на несколько машин.

Вера Владимировна - настоящая хранительница очага. Её дети уверены, что вкуснее маминых пирогов просто не бывает. Такого же мнения придерживается и зять - муж Оксаны, который с удовольствием бывает в гостях у родителей жены, уважает их за широту души и житейскую мудрость.

За столом, накрытым умелыми руками хозяйки и её дочерей, не смолкают шутки и смех. Здесь всегда найдут повод для серьёзного разговора по душам и для шутки. По примеру родителей дети не употребляют спиртного и не курят.

На подворье у Пермяковых в этом году три поросёнка, раньше держали две коровы. И продолжали бы держать, только трудно стало заготавливать сено. Одно дело накосить, другое - вывезти. Накосить, говорят они - не проблема, на клич их родственники всегда готовы откликнуться. Ещё несколько лет назад по пять стогов ставили. А вот доставить сено - большая проблема. Не на чем.

Сила родительской любви

Старшие дети - частые гости в родительском доме. Они поддержали родителей, когда те сообщили им о своём намерении взять на воспитание ребятишек из детского дома. Виктор тогда служил в армии, о своём согласии с решением родителей он уведомил соответствующие органы, сказал об этом и отцу с матерью.

Старшие дочери Оксана и Надежда уверены, что родительской любви их отца и матери с лихвой хватит на всех. Гордятся старшие успехами младших. У Любы большие успехи в спорте, с удовольствием занимается она в патриотическом клубе "Аванпост". В том, что Серёжа научился читать и считать, есть и её заслуга.

Катюше непросто даётся учёба, но она старательная девочка, на стене над её письменным столом появились первые грамоты и дипломы за активное участие в жизни начальной школы и класса. Их, конечно, поменьше,чем у Любы, но станет больше в следующем году, уверены все Пермяковы без исключения. Девочка - настоящая мамина помощница в домашних делах.

Серёжа ещё не ходит в школу, но прочитал много книжек. В сентябре ему будет только шесть с половиной лет. Но к тому времени и в счёте, и в чтении он достигнет больших успехов. Пока же он с удовольствием ходит в садик, крутится возле отца. Игрушки свои он уже не ломает. Сергей Макарович и Виктор стараются приобщить мальчика к технике, научить пользоваться молотком и другими инструментами. В своём доме дело для мужчины всегда найдётся, уверены они.

С удовольствием рассказывает отец, как дети помогали им на строительстве дома. Двухлетняя Любаша даже пыталась гвозди забивать и объясняла старшим, как надо держать мастерок.

На мой вопрос, хватит ли Пермяковым сил (а им уже за пятьдесят) вырастить приёмных детей, Вера Владимировна, вновь вытирая слезу, сказала: "Сначала мы взяли Катю и Серёжу на так называемые три "гостевые" дня. Пробыли с ними день. Устала я очень, а уснуть не могу, о детях думаю, о нас с мужем. Вдруг страшно стало, а что если с нами что-то случится, что будет с детьми, которые и так всяких ужасов натерпелись. Разбудила мужа, а он мне в ответ: "Нет уж, милая, взяли так взяли. Разве дети игрушка - захотел - поиграл, захотел - бросил? Четверых вырастили, двоих как-нибудь, с Божьей помощью, поднимем".

Кстати

По словам начальника отдела опеки и попечительства администрации Тюменского района Эллы Кирильченко, 60 детей в "столичном" воспитываются в приёмных семьях. В районе 24 приёмные семьи. Семья-рекордсмен по числу приёмных детей живёт в Успенском муниципальном образовании. На воспитании у Е.Я.Черновой семеро ребятишек.

В четырёх детских домах 244 воспитанника, лишь единицы детей потеряли родителей в результате болезни или несчастного случая.

Татьяна ЮРТИНА.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "Семья"

comments powered by HyperComments