Трижды прославленный
- 29 марта 2010, 16:48
- Общество
Хабибулла Хайруллович Якин родился 25 сентября 1923 года в д. Муллаши Тюменского района, Омской области, в бедной крестьянской семье.
Отец его, Хайрулла Якин, в 1-ю мировую войну показывал чудеса храбрости, став полным Георгиевским кавалером. По окончании в 1940 г. курсов по подготовке учителей для неполных средних школ в Омске работал в Аксарайской начальной школе. В конце 1941 года был призван в Красную Армию, обучался в Тюменском военно-пехотном училище. В мае 1942 года был мобилизован на фронт. Воевал подо Ржевом, на Украине, в Чехословакии. Победу встретил в Праге. Майор запаса. Почётный гражданин Ржева и Тюмени.
...Летом 1943 г. развернулись ожесточённые бои подо Ржевом - старинном, известном ещё с XI в. городе на Волге, в Тверской области. Городе тысяч голубятен и элитных пород голубей, большую часть которых практичные немцы отправляли в Германию. Ржев имел немалое стратегическое значение, это был крупный железнодорожный узел, причём находившийся неподалеку от столицы, в нескольких десятках километров от неё. Вот почему он был столь нужен войскам вермахта. Вот почему каждый фашистский солдат дал присягу фюреру не оставлять город.
Хабибулла Якин под яростным огнём врага поддерживал связь командного пункта полка со стрелковым батальоном. "Дни и ночи слились в сплошной кошмар, - вспоминал ветеран. - Просека была главной артерией полка, по которой поступало новое пополнение, подвозили боеприпасы и продовольствие, поэтому противник держал её под непрерывным огнём. Одна часть просеки хорошо просматривалась и находилась под прицелом невидимых, но всевидящих снайперов. И совсем не случайно её назвали "поляной смерти".
Промежуточная станция линии связи находилась на "поляне смерти". Грохот от разрывов тысяч снарядов сливался с треском падающих деревьев. После такого огня не остаётся ничего живого. "Связь мне давай! Связь! Бегом на линию!" - заходился в истерике командир. Ефрейтор Якин повесил на плечи катушку, телефонный аппарат и, схватив карабин, побежал по линии. Нашёл первый порыв и потянул кабель: конец тянулся легко.
Чтобы поскорее восстановить связь, стал налаживать новую линию. Противник огонь не прекращал. Чтобы в кромешной темноте не сбиться с нужного направления, Хабибулла на ощупь находил обрывки, сращивая их.
Коварная мина неожиданно разорвалась буквально у него за спиной. "Неужто конец?" - подумалось ему. Якин был контужен, ему разворотило всю каску, но, к счастью, он остался жив. В эти дни новобранцу исполнилось девятнадцать.
...В одном из тяжёлых боёв Хабибуллу Якина ранило, он попал в госпиталь. Оттуда его в июне 1944-го направили в 128-ю горнострелковую Туркестанскую дивизию, в составе которой он воевал до самого Дня Победы, прошёл с боями от Ялты до Праги, где и закончилась для него война. Стал полным кавалером ордена Славы, был награждён двумя орденами Красной Звезды, медалью "За отвагу". Отличился в ходе Моравско-Остравской наступательной операции, в ожесточённых боях с гитлеровцами в Карпатах.
...В одной из деревень, к которой подошли наши бойцы, фашисты открыли по наступающим ожесточённый огонь из пулеметов - такой, что головы было не поднять. Необходимо было что-то срочно предпринимать. Якин не растерялся: сделав несколько перебежек, он гранатой уничтожил вражеский пулемётный расчёт. Об этом эпизоде ветеран не мог вспоминать без волнения: "Утром 16 апреля 1945 года после короткого, но мощного артналёта в районе Гожище полк поднялся в атаку. Она началась удачно. Шли спокойно, не спеша, словно на тактических учениях, без единого выстрела. Наверное, так идут в психическую атаку. Вплотную подошли к кирпичному дому. Вдруг из окон его противник открыл пулемётный огонь. Люди падали. Фашисты стали расстреливать лежащих. Мы растерялись. Справа от себя я увидел солдата, который, почти плача, кусал кулак и кричал: "Да что он, гад, делает?!"
Ни о чём другом не думая, Якин разорвал индивидуальный пакет, обвязал противотанковую гранату, две "лимонки", и с этой связкой бросился к углу. Добежав до него, пополз к пулемёту. "Добрался до окна, откуда бил неприятель, швырнул туда связку. Что-то стукнуло меня по голове, потерял сознание".
Вот так - сухо, без прикрас, как будто для отчёта, - рассказал об этом наш герой: как о чём-то будничном, обыденном. Сколько подобных эпизодов было в его военной биографии - не счесть. Много раз Якин находился на волоске от смерти. Повезло - выжил.
Уничтожение Якиным пулемётной точки противника его тогдашние командиры назвали повторением подвига Александра Матросова. За мужество и героизм перед строем ему объявили благодарность и зачитали приказ о представлении к ордену Славы I степени.
Подвиг подвигу рознь. Героический поступок Александра Матросова во многом был спонтанным, сопряжённым с безрассудством, даже авантюризмом. А ведь родине дорог был каждый солдат, тем более тогда, когда до победы было ещё так далеко. Как можно дольше быть полезным - вот к чему должен был стремиться каждый воин. И слова "буревестника революции" - "Безумству храбрых поём мы песню, безумство храбрых - вот мудрость жизни..." - по этим же причинам тоже можно счесть сомнительными: думается, это не более чем красивая метафора. Будь храбрый красноармеец Якин менее рассудочен, возможно, задолго до окончания войны сложил бы он свою забубённую головушку, так и не отомстив сполна фашистам за убитых товарищей.
...После демобилизации в 1946-м Х.Х.Якин какое-то время работал избачом в Муллашах, затем, по окончании в 1950 году учительского института в Тюмени, трудился в Акияровской, Кыштырлинской, Муллашинской, Чикчинской школах, преподавал историю, русский язык и литературу. Создал хорошую семью, с супругой Раисой Фиссаховной вырастил и воспитал семерых детей, есть внуки и правнуки.
В 1976 году о Х.Х.Якине была снята документальная лента "Сельский учитель". Съёмки проходили в Москве, Ржеве (правда, впоследствии эти кадры в фильм не вошли), в Тюмени, у Вечного огня, а также в Чикче. В 1995-м одно из столичных издательств выпустило красочный настенный календарь с его портретом.
Константин Симонов, с которым Х.Х.Якин много общался, настоятельно просил бывшего солдата взяться за написание мемуаров: "Это будет книга обо всём нашем поколении". Знаменитый писатель, пользовавшийся у Х.Х.Якина непререкаемым авторитетом, смог убедить его взяться за перо, чтобы поведать о пережитом.
Работа над книгой шла тяжело. "Я писал - и рвал, рвал и писал, - вспоминал Хабибулла Хайруллович. - А потом окончательно забросил". Однако задача, поставленная перед ним Симоновым - во что бы то ни стало написать книгу, - была для Якина сродни боевой. В 1996 году он вновь вернулся к воспоминаниям, и спустя четыре года, в 2000-м, в Тюмени вышла его книга "Шёл солдат к Победе", впоследствии переизданная.
"С гордостью вспоминаю своих товарищей, - писал ветеран. - Мы выдержали все испытания. Даже оставшись в живых, мы никогда не говорили, что под Ржевом совершили настоящий подвиг. Считали и считаем, что честно выполнили свой гражданский долг, воинскую присягу. Эти слова целиком и полностью относятся к каждому ветерану Великой Отечественной войны, где бы он ни воевал..."
Характерная деталь: на войне Якин в анкетах указывал своё образование как четырёхклассное, хотя окончил учительские курсы, работал учителем, учился в военно-пехотном училище. Вот что он отвечал по этому поводу: "Какой был бы толк, если б я стал бесполезным офицером? Как солдат я был бы и автоматчик, и пулемётчик, и разведчик, и связист". В этом он весь, наш земляк. Находчивый, смелый солдат, умелый воин, - полный кавалер ордена Славы.
Умер Х.Х.Якин 7 июня 2009 г., похоронен на мусульманском кладбище в с.Муллаши. 26 января 2010 года постановлением администрации Чикчинского МО ул.Спортивную в с.Чикча (в местной школе Х.Х.Якин проработал 24 года) решено переименовать в ул.Хабибуллы Якина. Улица с тем же названием появится и на его родине, в Муллашах.
Владимир ПОРОТНИКОВ.