Галина Шуракова из села Онохино: «У нас такая семья, и дед в СМЕРШе воевал, и отец с бандеровцами боролся, и племянник с СВО вернулся»

Мама Антонина Егоровна и папа Андрей Иванович

Пусть будут мамы на все времена

Галине Андреевне Шураковой из села Онохино в этом году исполнится 77 лет. Она многолетний участник клуба активного долголетия «Зыряночка». Родилась и, как и ее родители, всю жизнь прожила в Онохино.

Отец ушел на фронт добровольцем в 1942 году, как только исполнилось 17 лет. Был пулеметчиком в танковой армии генерала Рыбалко, воевал под Курском, потом до 1947 года боролся с бандеровцами. Борьба с националистами на Западной Украине в те годы шла ожесточенная. Последователи УПА создали целую систему подземных схронов (более 10 тысяч) и продолжали терроризировать мирное население. Историческая статистика отражает накал этой борьбы: бандеровцами было убито более 15 тысяч колхозников, почти 6500 председателей колхозов, сельсоветов, членов горкомов и райкомов партии, комсомольцев, почти 3500 рабочих, учителей, детей, стариков и женщин.

В начале войны матери Галины Андреевны было всего 14 лет. Она стала старшей в семье, на ее попечении было три младших сестры и слепая бабушка. Все домашние обязанности тоже легли на ее плечи. Помимо этого, она работала на ферме наравне со взрослыми, с раннего утра до позднего вечера.

Родители поженились сразу после возвращения отца с фронта. В 1948 году родилась их первая дочь — Галя. Затем, одна за другой, появились еще три девочки. Мать почти не бывала дома, она работала дояркой и уходила на ферму в четыре утра. Перед уходом она готовила еду для детей и оставляла в хлебнице записку с указанием, что нужно сделать: накормить скотину, помыть посуду на речке, почистить чугунки, постирать что-то, а летом — полить и прополоть огород.

- Маме некогда было читать нам книжки, петь песни или рассказывать сказки. Не знаю, когда она вообще отдыхала, - вспоминает Галина Андреевна. – Летом после работы успевала еще и в лес за грибами сходить. Помню, возьмет коромысла, повесит на них корзины – и через пару часов принесет их полные груздями. Мы на речке грибы помоем, она их , пока светло, засолит. А ночью сидит за рукоделием – шьет, вышивает, выбивает в технике ришелье всякие занавесочки, воротнички, манжетики. Иногда на рукоделии еще и зарабатывала, делала что-нибудь на заказ.  

С нынешней точки зрения, дети тогда росли сами по себе. Галина не помнит, чтобы родители их как-то воспитывали, чему-то настойчиво учили или наказывали за ошибки. Они просто все повторяли за взрослыми. Однажды вместе с сестрами решили сделать такие же красивые занавесочки, как у мамы. Достали из шкафа ее праздничный платок и старательно вырезали в нем дырочки. Им очень понравилось, как получилось. Мама, увидев, только ахнула, но ругать дочек не стала. Отдала им эти платки, чтобы шили куклы и для них наряды. Игрушек тогда не было, их делали сами.

- Так от мамы мне и передалась любовь к рукоделию, которая со мною всю жизнь, - говорит Галина Андреевна. –  Иногда я даже этому была не рада. Как только дома появлялся отрез ткани, мне приходилось шить платья на всех сестер. Форму и фартуки школьные тоже я шила. Потом, когда вышла замуж, тоже всю семью обшивала. У дочки всегда были самые модные платьишки.

С будущим мужем они учились в одном классе. Поженились, когда Николай вернулся из армии. Он тогда устроился на станкостроительный завод, она работала на моторном. Пошла туда после училища, где выучилась на чертежника, потом поступила еще и в машиностроительный техникум. Жили молодожены в общежитии. И, почти как фильме "Москва слезам не верит", днем она стояла у станка, а вечером сидела за учебниками.

-  В общежитии мы жили дружно, как одна семья, - вспоминает Галина Андреевна. – Женщины делились друг с другом кулинарными, житейскими премудростями.  Дети ходили друг к другу в гости, вместе играли. Соседи могли и накормить их,  и спать уложить. Все мамы были мамами для всех. Кто-то кому-то кофточки и носочки вязал, кто-то платьишки и костюмчики шил. Из рук в руки передавали и детские книжки, которых тогда в магазинах было не купить. С дочкой мы любили читать перед сном сказки.

Сейчас у дочери Галины Андреевны Натальи уже двое детей. И снова девочки. Когда они были маленькими, Галина Андреевна оставила работу, чтобы посвятить себя помощи дочери. Она говорила: "Побуду еще раз мамой". Вместе с внучками они шили кукол и придумывали для них наряды.  Потом из бабушки она стала прабабушкой, старшая внучка родила мальчика. Вместе с ним они "путешествовали по свету". Для этого на стену повесили большую цветную карту мира.

- И моя мама, и я растили детей в трудные времена, но, мне кажется, что современным родителям тяжелее, чем нам, - говорит Галина Андреевна. – Тогда мы все жили в одинаковых условиях, можно было в телогрейках и в резиновых сапогах ходить. А сейчас  родителям и самим надо хорошо выглядеть, и ребенка достойно одеть, обуть, выучить. И работать им приходится не меньше. Дети их тоже почти не видят. В общем, история повторяется. Современные дети, конечно, отличаются от тех, что были в наше время, в чем-то они даже лучше, чем были мы. Вот только трудностей им иногда не хватает. Ведь настоящий характер воспитывается, когда их преодолеваешь. Когда знаешь, каким трудом все дается, он становится более добрым, понимающим и сочувствующим. И готов помогать тем, кто нуждается в помощи.

С началом СВО "Зыряночка" активно включилась в помощь фронту. Собирали продукты,  отвозили их в Тюмень, работали с местными волонтерами, потом начали вязать сети, сушить овощи для супов: борщей, гороховых, рассольников, вермишелевых, делать травяные чаи. Пригодились и навыки рукоделия  - вяжут носки, теплые вещи для раненных в госпиталях.

- Мы к этим ребятам относимся как к своим детям, - говорит Галина Андреевна. – Им ведь тоже очень нужна наша любовь и забота. Я это знаю. У нас такая семья, что и дед в СМЕРШе воевал, и отец с бандеровцами боролся, и муж сестры в Чечне был, и племянница, недавно внучатый племянник с СВО вернулся, а муж племянницы там с самого начала. Те, кто прошел через эти испытания говорят, что вдали от дома, в самые трудные моменты всегда вспоминаются самые близкие, и с особой теплотой – мама.

 

На снимках: родители Галины Шураковой - Антонина Егоровна и Андрей Иванович; Галина Андреевна любит вязать; среди родных и близких.

Фото из семейного архива.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "СВО"

comments powered by HyperComments