Тюменский район готовится к преобразованию - созданию Тюменского муниципального округа. Как объединение коснется жителей?

atmr.ru
| Фото: atmr.ru

Планомерный переход

  • 28 декабря 2024, 11:00
  • Пресс-служба главы Тюменского района
  • Общество

Вместе с другими районами юга Тюменской области наш муниципалитет готовится к преобразованию - созданию Тюменского муниципального округа.

Муниципалитеты, как важная часть органов управления, всегда наиболее чутко реагировали на происходящие в стране изменения.

131 Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления" - один из самых "подвижных" в этом смысле. Все новеллы, которые в него вносились с 2003 года, были призваны отразить текущую ситуацию и помочь муниципалитетам эффективно работать в складывающихся обстоятельствах.

События последних лет, среди которых и многочисленные экономические санкции, и пандемия, и продолжающаяся специальная военная операция, оказали огромное влияние на развитие нашего государства, изменили приоритеты и внешней, и внутренней политики, потребовали консолидации органов власти, централизации принятия решений, чтобы справиться со всеми вызовами.

С 2019 года муниципальные районы в ряде регионов России стали переходить на одноуровневую систему местного самоуправления: вместо муниципальных районов и сельских поселений в их составе появляются муниципальные округа, объединяющие поселения в один орган местного самоуправления. Эти изменения не носят революционный характер, они вызваны новыми социально-экономическим условиями и происходят постепенно по всей стране.

Вместе с другими районами юга Тюменской области наш муниципалитет готовится к преобразованию - созданию Тюменского муниципального округа.

В чем принципиальное отличие муниципального округа от муниципального района?

В округе один глава и одна дума, один устав и один бюджет, один уровень полномочий и ответственности. В районе их столько, сколько сельских поселений, а значит, дублирующие функции и документы, путаница в полномочиях, бюрократический футбол и затягивание сроков решения важных вопросов.

Чем больше уровней власти, тем ниже эффективность управленческих решений и слабее обратная связь от населения. Этот недостаток существующей формы местного самоуправления решается созданием муниципального округа.

При преобразовании в муниципальный округ упразднятся поселения как отдельные муниципальные образования, при этом статус населенных пунктов (деревня, село, поселок и пр.) не поменяется – просто теперь населенные пункты входят в состав муниципального округа, а не сельского поселения, статус и наименования населенных пунктов не изменится.

Соответственно, в полном объеме сохранятся льготы, установленные для жителей сельских территорий, в том числе льготы для работников сферы образования и здравоохранения. Программы по привлечению специалистов продолжат свое действие.

Будут созданы территориальные подразделения окружной администрации, представители которых будут находиться на территориях бывших сельских поселений. Они продолжат осуществлять выдачу всех документов и предоставлять услуги, которые ранее предоставляла сельская администрация. Таким образом, местная власть продолжает работу по обеспечению жизнедеятельности территории и ее развитию. В основном сохранятся компетенции в полномочиях по благоустройству территории, содержанию дорог и обеспечению первичных мер пожарной безопасности.

Работать в подразделениях будут сотрудники, которые сейчас работают в администрации поселений – при условии, что они сами планируют продолжить службу. У каждого подразделения - свой руководитель. На эту работу будут приглашаться, прежде всего, руководители бывших поселений. Тем самым сохранится доступность органов власти для населения, в окружную администрацию за справками и другими документами ездить не придется.

Эта реформа займет время, ее необходимо провести последовательно и качественно, в диалоге с жителями муниципалитета.

Будет переходный период, который позволит снять вопросы, проработать механизмы управления.

Формирование всех органов местного самоуправления муниципального округа, принятие Устава округа и формирование единой нормативно-правовой базы завершится в период с сентября по декабрь 2025 года.

Окружная администрация начнет работать с января 2026 года, до этого момента администрации поселений будут исполнять свои полномочия как самостоятельный орган местного самоуправления.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

Преобразование Тюменского муниципального района в муниципальный округ – это создание агломерации Тюменского района и Тюмени?

В рамках преобразования Тюменского муниципального района путем объединения всех сельских поселений Тюменского муниципального района Тюменской области с последующим наделением вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа, с административным центром в городе Тюмени, объединение города Тюмени с Тюменским муниципальным районом не предусмотрено.

Преобразование в Тюменский муниципальный округ осуществляется в соответствии с частью 3.1-1 статьи 13 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". После преобразования будет вновь образовано новое муниципальное образование.

Административным центром муниципального образования считается населенный пункт, в котором находится администрация и представительный орган - Дума.

С момента образования Тюменского муниципального района его административным центром является город Тюмень.

При этом, город Тюмень – самостоятельное муниципальное образование, которое осуществляет свои полномочия на территории города Тюмени.

На территории Российской Федерации под агломерациями принято считать взаимодействие между органами местного самоуправления разных муниципальных образований по решению конкретных вопросов местного значения или конкретных полномочий по решению вопросов местного значения. Агломерации могут создаваться, например, при необходимости решать совместно вопросы транспортного обеспечения населения или вопросы ЖКХ (пример агломерации город Нижневартовск (ХМАО) и город Стрежевой (Томская область).

Будет ли свой бюджет у территориальных подразделений?

Муниципальный округ является муниципальным образованием, а каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет) (ст.52 131-ФЗ).

В результате преобразования (путем объединения) всех поселений, входящих в состав Тюменского муниципального района, и наделению вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа произойдет объединение бюджетов и будет один бюджет муниципального округа. У территориальных подразделений не будет своего отдельного бюджета, их финансирование будет осуществляться на основании бюджетной сметы.

Останутся ли льготы для отдельных категорий граждан?

Объединение всех сельских поселений Тюменского муниципального района с последующим наделением вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа не влечет изменения льгот для отдельных категорий граждан.

Будут ли изменения в имущественных налогах?

Налоги на имущество физических лиц являются местными налогами. В настоящее время ставки налога и порядок уплаты, а также льготы по этим налогам устанавливаются Государственной Думой Федерального собрания Российской Федерации и представительными органами сельских поселений муниципальных образований Тюменского муниципального района.

После наделения Тюменского муниципального района статусом муниципального округа решения по ставкам земельного налога и налога на имущество физических лиц будут приниматься Думой Тюменского муниципального округа и будут едины на всей территории округа.

До установления ставок и порядка уплаты по этим налогам Думой Тюменского муниципального округа в соответствии с частью 4 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления на территории Российской Федерации" будут действовать ставки земельного налога и налога на имущество физических лиц, установленные представительными органами сельских поселений. В настоящее время сведения об увеличении ставки  земельного налога и налога на имущество физлиц и изменения налоговых льгот отсутствуют.  

Как объединение коснется жителей?

Объединение всех сельских поселений Тюменского муниципального района с последующим наделением вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа не влечет каких-либо негативных изменений для жителей.

Единство местной власти позволит устранить перераспределение полномочий между поселениями и районом, сопутствующую этим процессам путаницу и конфликты. Все полномочия и вся ответственность за их исполнение – у одного органа власти – муниципального округа. Жители округа будут понимать, куда им обращаться для решения вопросов, и кто несет ответственность за принятые решения. Органы местного самоуправления муниципального округа принимают на себя всю полноту ответственности как перед населением, так и перед государством.

Объединение поселений в муниципальный округ позволит освободить представителей власти на местах от бумажной работы, предоставит больше времени для решения непосредственно вопросов местного значения и проблем населения, вопросов благоустройства.

Исполнений полномочий бывших администраций сельских поселений на местах продолжится сотрудниками соответствующих территориальных подразделений администрации муниципального округа, то есть людьми местными, хорошо знакомыми. Это повысит уровень доверия, продуктивность общения.

Для жителей процедура обращения в органы местного самоуправления и принятия ими решений станет значительно проще и понятнее.

Для чего это власти?

Финансовые, организационные ресурсы, полномочия и ответственность будут консолидироваться в единых окружных органах местного самоуправления, представленных в бывших поселениях территориальными отделами.

Объединение поселений в муниципальный округ позволит освободить представителей власти на местах от бумажной работы, в частности, от разработки нормативной правовой базы, увеличивающейся с каждым годом, тем самым, предоставив больше времени для решения непосредственно вопросов местного значения и проблем населения.

При этом исполнение полномочий бывших администраций поселений на местах продолжается сотрудниками соответствующих территориальных отделов администрации муниципального округа. Подготовка и издание нормативно-правовых актов, участие в судах, предоставление информации в органы статистики и прочие схожие мероприятия будут осуществляться силами иных подразделений окружных органов местного самоуправления.

Упростится документооборот, сократятся сроки принятия решений, проведения иных процессуальных действий, необходимых для решения вопросов местного значения, общегосударственных задач, реагирования на обращения граждан.

Ввиду того, что в муниципальном округе действует только одно окружное собрание депутатов (представительный орган), расходование средств местных бюджетов на проведение выборов депутатов в поселениях не будет осуществляться. Выборы первого созыва вновь образованного муниципального округа будут осуществляться за счет областных средств, а не местных. Эта экономия может быть направлена на развитие территорий.

Структура окружной думы (количество человек)

Численность депутатов представительного органа муниципального округа определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 25 человек при численности населения от 100 000 до 500 000 человек (часть 6 статьи 35 закона № 131-ФЗ).

Принцип формирования окружной думы

В состав Думы муниципального округа подать себя как кандидата в депутаты может любой дееспособный гражданин Российской федерации старше 18 лет, не имеющий ограничения согласно ФЗ-67 "Об основных гарантиях избирательных прав и права участия в референдуме граждан РФ" (далее ФЗ-67)

Также ФЗ-67 установлен порядок формирования избирательных округов. Избирательные округа депутатов представительных органов местного самоуправления формируются на основании Избирательного кодекса (Закона) Тюменской области (статья 34) и должны отвечать следующим требованиям:

- примерное равенство числа избирателей в избирательных округах.

- территориальное единство: не допускается наличие или создание избирательного округа, состоящего из не граничащих между собой территорий.

На данный момент действующая схема включает 15 округов. При преобразовании новая схема составит 25 округов.

При образовании округов по новой схеме, которая готовится параллельно с законопроектом о преобразовании, границы существующих округов не сохранятся. 

Почему мы заходим в преобразование до принятия нового закона о местном самоуправлении, которым планируется установить одноуровневую систему? 

Правовые основания для объединения поселений с последующим образованием муниципального округа были установлены еще в 2019 году – путем внесения изменений в Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

За это время значительное число муниципальных районов и сельских поселений уже преобразованы в муниципальные округа. Имеется положительный опыт организации местного самоуправления в форме муниципальных округов. Такая форма организации местного самоуправления имеет существенные преимущества перед двухуровневой системой.

В свою очередь, проект закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти", который предусматривает переход на одноуровневую систему местного самоуправления, находится на рассмотрении в Государственной Думе Федерального собрания Российской Федерации с декабря 2021 года. Необходимость ожидания принятия закона отсутствует.     

Осуществляемые сегодня преобразования соответствуют законодательству о местном самоуправлении, выполняются согласно установленным законом процедурам.

comments powered by HyperComments