Дотянуться до искусственного интеллекта
- 25 декабря 2023, 10:00
- Инна ГОРБУНОВА
- Общество
В школе села Луговое провели последний в этом году «Урок цифры». В роли учителей информатики для 9-10 классов на этот раз выступили Станислав Логинов, директор департамента информатизации Тюменской области, и Алексей Алексеев, руководитель группы распознавания лиц NtechLab (г. Москва).
Темой урока стали облачные технологии. Вместе со старшеклассниками Луговской школы по видеосвязи на нем присутствовали ученики Боровской школы и тюменской школы № 15.
Уроки цифровизации проводятся в школах региона каждый месяц. Но чаще всего – в виртуальном формате, в качестве спикера директор департамента информатизации в школе Тюменского района присутствует оф-лайн, то есть в реальном времени, впервые.
- Тем, связанных с цифровизацией, на протяжении последних 7-10 лет было множество. Проводились уроки, посвященные информационной безопасности, работе с социальными сетями, с большими базами данных, – напомнил Станислав Игоревич. – В Тюменской области проекты по цифровизации реализуются в разных отраслях экономики. В сфере образования, например, это "Электронная школа", различные системы российской образовательной платформы "Сферум". У нас много кейсов по "Безопасному городу", по "Умному городу", по медицинским проектам. На площадке форума "Инфотех" проводятся "детские дни", куда приглашаются делегации школ и ссузов, чтобы познакомить их с достижениями региона и страны в целом в области цифровизации. К нам приезжают ведущие эксперты-практики в области информационных технологий. В Тюменской области созданы и такие образовательные площадки, как Центр робототехники, Школа юных нейроинженеров, Школа программирования. Все образовательные проекты нацелены на профориентацию, на изучение перспективных ай-ти технологий.
Вторую, практическую, часть урока, посвященную облачным технологиям и технологиям искусственного интеллекта, провел для ребят Алексей Алексеев, представитель компании, которая занимается нейросетями, видеонаблюдением и видеоаналитикой. Он рассказал о том, что такое компьютерное зрение, чем оно отличается от обычного, в чем разница между нейросетью и искусственным интеллектом. Рассказ получился интересный, захватывающий, порой похожий на детектив. Ребята узнали, например, в каких случаях нейросеть может быть "себе на уме", что такое нейросети-трансформеры с "жирными слоями", что такое метод градиентного спуска и "функция ошибки".
Кроме того, выяснилось, что вопрос: "Поработит ли искусственный интеллект весь мир" встает перед человечеством не первый раз. Это уже было в 1960-х годах, когда изобрели математическую модель, в 70-х – когда создали проект по распознаванию речи, и после 2012 года, когда разработали архитектуру "сверточной нейросети". Все три этапа выиграл человек. Эксперт сделал вывод: восстания искусственного интеллекта пока бояться не стоит. Время еще есть, но, как уточнил Алексеев, немного.
Школьникам разложили по полочкам, что полезно знать, если собираешься посвятить себя изучению нейросетей и искусственному интеллекту (наравне с английским языком и математикой очень пригодится и знание грамматики русского языка), а также, где полезно учиться. Алексей Алексеев предупредил, что интернет-курсы, которые "звучат из каждого утюга", не ставят целью научить, лишь дают определенный объем знаний. Но надо научиться структурировать информацию, сделать это самому, по Ютюбу очень тяжело, поэтому высшее образование приветствуется.
- Математика и информатика – часть моей жизни, они уже даже больше, чем хобби, – сказал по окончании урока Дмитрий Шеин, ученик 10-го класса Луговской школы. – Урок мне очень понравился. Было много для меня нового. Я глубже погрузился в тематику нейросетей и искусственного интеллекта. Считаю, что урок прошел с пользой, он дал много пищи для размышления. Приду домой и буду разбираться в теме дальше. Буду обязательно использовать и рекомендованные спикерами ресурсы и сайты. Уверен, что сфера ай-ти технологий – очень перспективная, ни минуты не жалею, что выбрал ее для себя в качестве будущей профессиональной деятельности.