Советы логопеда: Как понять, что ребёнку пора к специалисту?

Советы логопеда

14 ноября отмечают Международный день логопеда. Каждый родитель рано или поздно задумывается: «А всё ли нормально с речью у моего ребенка? Надо ли обращаться за помощью к специалистам?».

Конечно, все дети разные и речевое развитие протекает у них по- своему. Большинство пап и мам начинают волноваться, когда ребёнок плохо говорит в три года. В норме словарный запас трёхлетнего малыша доходит до 1000 слов, он говорит предложениями, строит вопросы, отрицания, использует прошедшее время, множественное число.

- Если в речи вашего трёхгодовасика есть только отдельные слова: мама, папа, дай и звукоподражания: би-би, гав, му, вместо называния, он показывает на предмет или изображает действие, произносит необычные слова, допустим, не машина, а "мобиви" или чужие речевые штампы повторяет, не желает общаться с вами, то пора бы и обеспокоиться, - пояснила корреспонденту "Мегатюмень" логопед Валентина Ушакова. - Также родителей должно насторожить, если ребёнок в четыре года говорит только короткие двух-составные фразы, например, дай пить, киса мяу, а развернутая фразовая речь отсутствует. Если пятилетний ребёнок разговаривает предложениями из 3-5 слов, но в речи много грамматических ошибок. Малыш не согласовывает слова в роде, числе, падеже. Переставляет или выпускает слоги, неправильно произносит или путает звуки. Если в 6-7 лет с речью ребёнка происходит то же самое. В случае, если в речи вашего малыша появились ЗАПИНКИ, обязательно покажите его неврологу и логопеду - несмотря на возраст.

Если вы заметили речевые сложности у ребёнка, первым делом обратитесь к логопеду и неврологу. Они могут отправить на дополнительную консультацию к нейропсихологу, психологу, психиатру, сурдологу, — для уточнения причин речевых трудностей. Это может быть снижение слуха или нарушение центральной нервной системы.

Нередко причины речевых проблем выявляются социальные. Если, например, ребёнка всегда понимают без слов, то ему и нет смысла учиться общаться. Осваивать речь, вступать в коммуникацию — это сложные и энергозатратные процессы. Проще использовать крики, жесты, плач, некоторые звуки, иногда простые слова.

Поход к специалисту должен быть не вынужденным, а профилактическим, поэтому первый раз нужно сходить к нему, когда ребенку будет 3-4 года (даже если нет видимых отклонений). 

Самый главный совет – не занимайтесь самодеятельностью. Осуществляйте коррекцию вместе с опытным логопедом. Возраста, в котором к логопеду обращаться поздно - не существует. Вопрос лишь в количестве времени и усилий, которые придется потратить.

Самостоятельно или при помощи видео уроков вы можете вызвать неверное произношение и прочно закрепить его. Исправить которое будет гораздо сложнее и занятия займут больше времени.

Можно обращаться к логопеду онлайн. Онлайн-формат позволяет уберечься от лишних контактов, экономит время и силы. Но нужно обязательно провести предварительную работу с ребёнком и подготовиться к проведению занятия технически. 

Если вам всё же не терпится позаниматься с молчуном дома, то специалисты рекомендуют просто чаще разговаривать с ребёнком, играйте в игры на развитие понимания речи: одевайте игрушку, повторяя элементы одежды; учите части тела, показывая их на кукле, разглядывайте и называйте картинки, изображающие разные действия.

Говорите с ребёнком так, чтобы он вас слушал, а не воспринимал как "белый шум". Разверните к себе, привлеките его внимание, установите контакт через игру и говорите чётко, используя простые предложения и разбивая длинные фразы.

Очень важно петь ребёнку и вместе с ним колыбельные. Они учат воспринимать ритм, что полезно для развития речи. Тренируйте чувство ритма: малыш отворачивается или закрывает глазки, а вы выстукиваете карандашом ритм, который потом надо повторить.

Развивайте фонематический слух, изображая звуки разных бытовых предметов, домашних животных, играйте с разными музыкальными инструментами, учите отличать голоса и интонации.

Не забывайте развивать мелкую моторику. Сама по себе она речь не запускает: здесь важна не просто свободная манипуляция с мелкими предметами, игрушками, а именно чёткое выполнение конкретных шагов, последовательность действий, которую вы предлагаете выполнить.

И главное, не перегружайте малыша, иначе ему не захочется заниматься в следующий раз.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "Медицина"

comments powered by HyperComments