Дорога к сыну
- 29 мая 2019, 11:00
- Гульфруз АБДУЛЛИНА
- Общество
Мать героя России Раушана Абдуллина из деревни Нариманова побывала в Краснодарском крае, где назвали школу в честь ее сына, погибшего в Южной Осетии при исполнении воинского долга.
Прошло уже 11 лет, как нет Раушана. Он ушел в вечность, шагнул в бессмертие, оставив нам боль и слезы, горе и печаль на всю оставшуюся жизнь. Говорят, время лечит, но почему-то, чем дальше, тем тяжелее груз, тем больше кровоточат раны…
Время бессильно
Мне очень тяжело говорить о своем сыне в прошедшем времени. В гибели Раушана я никого не виню, всему виною война. Он хотел служить в армии, сам добился, чтоб его взяли в спецназ и только в воздушно-десантные войска. Раушан радовался, гордился, что служит в солнечном Краснодаре, да еще в элитных войсках.
Но, видимо, волею судеб, по долгу службы, по зову Родины Раушан и его сослуживцы, в августе 2008 г. оказались в самой горячей на тот момент точке страны – в Южной Осетии, где им была уготована дорога в последний путь. На этой кровопролитной войне его не стало, я его потеряла, а это самое дорогое, самое сокровенное, что есть у матери. Нет ничего страшнее, чем собственными руками похоронить своих детей. Хотя могила сына давно уже сравнялась с землей и поросла травой, в глубине души сохранилась надежда на чудо.
С этой мыслью и надеждой три года назад я отправилась в Южную Осетию. Поехала по приглашению руководства республики и командования военной части, стоявшей на пути грузинской армии в те трагические дни. Среди защитников города – миротворцев был и мой сын.
Ехали мы по горному серпантину дорог, по многочисленными тоннелям. Самый длинный и страшный, как мне показалось,– Роккский. Это единственная дорога, что соединяет Россию с Южной Осетией, именно отсюда пришла с опозданием помощь нашим миротворцам. Там даже годы спустя от увиденного и услышанного можно прийти в ужас. Что же говорить о том, как там выжили люди и какие нечеловеческие испытания легли на плечи наших миротворцев.
Как заезжаешь в Цхинвали, видны сгоревшие танки, брошенная техника, сплошные руины, выбоины от снарядов, изрешеченные пулями стены. Старики, старухи сидят на лавочках, смотрят в никуда. Многие из них потеряли свои семьи. Как страшно жить, осознавая бессмысленность жизни… Не видно мам, гуляющих с детьми на улице, потому что агрессоры не сжалились даже над грудными младенцами (их отбирали у матерей и заживо сжигали в кострах). Саакашвили издал приказ бить по всему, что движется.
Лучшие солдаты – сибиряки
В Цхинвали мы присутствовали на митинге, посвященном памяти погибшим. Кругом плачущие люди, народу много, из Северной и Южной Осетии, многочисленные гости со всех уголков страны, много военнослужащих с автоматами. После выступлений президента Осетии и посла России слово предоставили мне. Я не могла не сказать, что наши миротворцы ценою своей жизни защищали братский народ, выполнили приказ Родины. Россия не может оставаться равнодушной к чужой беде. Наша страна не бросает слов на ветер, она всегда приходит на помощь.
На второй день меня привезли в штаб-городок, где располагались в 2008 г. наши миротворцы. Прохожу через КПП, вижу стоит мальчик-татарин. Спрашиваю: "Ты откуда?" В ответ: "Из Каскары". К сожалению, я не запомнила ни его имени, ни фамилии. А во Владикавказе мы встретили боровчан, ребят из Ялуторовского и Ярковского районов. Там стоит 58-я армия. Ребят собрали, устроили чаепитие, угощали чем могли. Так что есть у нас, кем гордиться – достойно служат наши земляки.
Я стояла именно на том месте, где Раушан подорвал прорвавшийся танк, ходила по окопчикам, где он бегал, постояла возле его казармы, от которой в тех боях почти ничего не осталось. У меня земля уходила из-под ног, казалось, будто из глубины доносятся стоны наших солдат. Здесь каждая пядь земли пропитана кровью и потом российских миротворцев.
На второй день нас к себе пригласил президент республики, рассказал об истории конфликтов между Грузией и Южной Осетией, поблагодарил за мужество и героизм наших миротворцев.
Школа имени Раушана
И вот спустя 11 лет после гибели сына, мы получили сообщения из Краснодарского края. Школа, которая находится на территории воинской части 51532, где служил Раушан и откуда уехал в Осетию, будет называться его именем. В конце апреля нам пришло приглашение, уже с точной датой, и 7 мая я вылетела в Краснодар.
8 мая в Молькинской школе состоялась торжественная линейка. Во дворе были построены учащиеся, учителя, собрались гости, администрация, депутаты г.Горячий Ключ, Краснодара, п.Молькино. Собрались военнослужащие, командиры, офицеры, команда ВДВ, команда ракетных войск.
Меня встретили как дорогого, почетного гостя под музыку военно-духового оркестра. Над входом в школу установлен большой баннер с портретом Раушана и с описанием его подвига. Вместе с директором школы Людмилой Борисовной Смыкайло мне предоставили право открыть мемориальную доску с информацией, что это образовательное учреждение носит имя Абдуллина Раушана Мухамедовича, Героя Российской Федерации.
Встреча прошла на высшем уровне, чем я была очень тронута. В школьном музее создан уголок памяти Раушану, сделан стенд, собраны фотографии. Меня поразило то, что каждый ученик, даже первоклассник знает биографию Раушана и информацию о нашей семье.
Отныне средняя школа N 17 в п.Молькино Горячеключевского района Краснодарского края носит имя моего сына. Для нас это стало самым дорогим, самым бесценным подарком после того, как его не стало. От всего сердца благодарю руководителей и жителей Южной Осетии и Краснодарского края за то, что так высоко оценили подвиг Раушана и прославили его имя навсегда.
Памяти героев
После церемонии в школе нас пригласили в военную часть, где Раушан проходил срочную службу. Как только ворота КПП открылись, я вновь увидела портрет сына. И здесь, оказывается, есть Аллея героев. Возле изображения Раушана большой букет роз. Меня встретил сам полковник и многочисленные военнослужащие. Завели нас в казарму, где жил Раушан. Прямо у дверей – большая мемориальная доска, здесь же звезда, внутри которой день и ночь горит лампочка. Этот Вечный огонь сделан руками сослуживцев моего сына. Рядом его кровать, на ней голубой берет.
В музее Боевой Славы есть уголок с фотографиями, описание подвига и личные вещи Раушана. Здесь же вещи друга Раушана, которого он накрыл в последнем бою своим телом, каска, пробитая осколком снаряда.
Я выступила перед солдатами, встретилась с командиром Виталием Евгеньевичем Гречишкиным, который отправлял Раушана, его однополчан Алексея Батуева из Перми, Говоруху из Ростова-на-Дону на спецзадание в Южную Осетию.
Очень долгожданная, незабываемая встреча состоялась 9 Мая. Я участвовала в акции "Бессмертный полк", встречалась с сотрудниками администрации города Горячий Ключ. Это самый настоящий курортный, чистый уголок, именно здесь берут начало кавказские горы. И санаторий, где мы остановились, утопающий в зелени и цветах, назывался "Предгорье Кавказа". До самого утра шли праздничные мероприятия по случаю Дня Победы, была развернута полевая кухня.
Только бы не война
10 мая меня свозили на море под Геленджик. Красоту этих мест надо просто увидеть, а 11 мая меня познакомили с достопримечательностями города.
Из поездки я вернулась с чувством гордости, что вдали от дома моего сына уважают, помнят и чтят. Говорят, перед памятью время бессильно, а человек живет до тех пор, пока о нем помнят.
Хотела бы поблагодарить тюменские власти, областной военкомат, госпиталь ветеранов войны, районное отделение "Боевое братство" за поддержку и заботу, за помощь в организации поездки. Спасибо за то, что меня окружают такие добрые, отзывчивые, неравнодушные люди.
Как бы хотелось, чтобы страшная потеря моей семьи стала последней, но, увы, это не так. И мой путь к сыну никогда не будет пройден. Все можно пережить, кроме войны…