"В слове "Россия" - огонь и сила!"

31 января на базе структурного подразделения Успенской школы прошло районное методическое объединение воспитателей старших и подготовительных групп района по теме «Создание условий в ДОУ для становления основ патриотического сознания детей дошкольного возраста».

В современных условиях проблема патриотического воспитания детей является актуальной. Она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторических ценностей. Одним из характерных проявлений духовной опустошённости и низкой культуры – утрата патриотизма как одной из непреложных ценностей нашего народа.

Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

При просмотре непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе "Растишки" Успенской школы, воспитатель Ольга Куделина, продолжала углублять и обобщать знания детей о России, закрепляла понятие "большая" и "малая" Родина. Дала знания о своеобразии жизни народов Севера на примере хантов, их природа, жилище, одежда, труд. Развивала любознательность и интерес к особенностям жизни народов Севера, формировала у детей чувство любви к России, способствовала воспитанию патриотических чувств, уважения к малым народам, проживающим на Севере нашей страны. Ребятам представилась возможность посетить фотовыставку "Народы Севера-ханты", обзор которой, как экскурсовод, провела воспитатель Ирина Петрова.

О.И.Куделина совместно с Марьей-искусницей, посетившей группу "Растишки", роль которой играла помощник воспитателя Надежда Белова, развивали умение создавать предметы народного рукоделия по схеме, по представлению при выполнении оберегов. По поверью они оберегают от злых духов, неприятностей и помогают их преодолеть. К работе присоединились и воспитатели, приехавшие из других детских садов. А мальчики строили передвижной дом народов ханты – чум, т.к. мужчины и мальчики выполняют работу физически более тяжелую. После выполнения задания Марья-искусница пригласила ребят и взрослых в танец, который всех объединяет – хоровод. В хороводе – все разные по возрасту, по национальности, но он получился дружный.

Воспитатель Успенской школы Елена Ефремова презентовала лэпбуки для детей средней группы. Первый на тему "Наша родина – Россия". Цель этого пособия – прививать детям гордость за свою страну, закрепить и расширить знания о государственной символике, познакомить со значением цветов флага и герба, сформировать простейшие географические знания о своем крае. Второй лэпбук - "Наша малая Родина", куда воспитатель собирает материал про Успенку, про Тюмень, про Тюменскую область. Ведь любой уголок нашей Родины неповторим, по-своему самобытен и важно приобщить ребенка к красоте природы родного края, к его традициям и быту.

Тема патриотического воспитания коснулась и всех узких специалистов ДОУ, в том числе и логопедов. Логопед показывает богатство и красоту родного языка. На логопедических занятиях дети осваивают и закрепляют лексические темы, среди которых есть темы, касающиеся патриотического воспитания. Например, в тема: "Профессии" формируется понятие о нужности и важности всех профессий, об уважении к труду людей.

В теме "Семья" формируется представление о семье, родственных отношениях. Расширяется словарный запас: "Какая у вас семья?" (большая, дружная, крепкая трудолюбивая, работящая, здоровая, заботливая).

В теме "Защитники Отечества" воспитывается чувство уважения и благодарности к людям, защищавших Родину от врагов.

Особое внимание уделяется теме "День Победы" - о главном празднике для нашей страны. Очень важно сформировать у детей уважение к героям Великой Отечественной войны, к Победе над фашистами. Вызвать у детей глубокую благодарность к ветеранам.

Широко используются на занятиях все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.) В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, педагоги тем самым приобщают их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность.

Инструктор по физической культуре Успенской школы Анастасия Сосенкова представила мастер-класс "Народные игры в патриотическом воспитании", где отметила, что неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются народные игры. Многие из них передаются из поколения в поколение. История народных игр органически связана с историей народа, его трудовой деятельностью, бытом, обычаями, традициями. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Народные игры, считалки формируют у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций, укрепляют связь между поколениями, воспитывают любовь к родному краю, формируют интерес к изучению игр других национальностей. Воспитатели с удовольствием поиграли в русские народные игры "Золотые ворота", "Кружева", "Лапти".

Воспитатель Новотарманской школы Юлия Кривошеина провела тренинг для педагогов по правовому воспитанию старших дошкольников "Играем, права детей изучаем" с целью повышения правовой культуры педагогов ДОУ в процессе активного педагогического общения, ознакомив педагогов с разнообразными играми по правовому воспитанию дошкольников.

Присутствующие окунулись в мир детства, взяли на себя роль детей и поиграли в "Заморочки из бочки": по очереди доставали из бочонка атрибуты, соответствующие той или иной игре (маленькая книжка, домино, изображение ладошки, стиральная доска, домик, куколка, бумажный свиток, клубок ниток). Вспомнили о таких правах, как право на образование, право на семью, право на труд, право на жилище. Прикрепляли к кораблю парус с пиктограммой, соответствующей праву. А конце игры запустили в плавание парусник "Счастливое детство" с пожеланием творческих успехов.

Воспитатель Кулаковской школы Светлана Жукова на мастер-классе по теме "Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста" представила свой опыт работы по ознакомлению детей с родным селом, по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. В ходе работы над темой решаются задачи по воспитанию у детей любви и привязанности к своей семье, дому, традициям семьи, детскому саду, улицам села, его достопримечательностям; по воспитанию уважения к людям, родившимся и выросшим в Кулаково, труду людей, живущих рядом. Развивает интерес к русским народным традициям и промыслам; чувство ответственности и гордости за достижения страны, знакомит детей с символами своей Родины.

Использует также различные формы и методы организации деятельности детей: целевые прогулки, экскурсии, беседы, дидактические игры, чтение художественной литературы, праздники, развлечения, викторины, непосредственно образовательную деятельность. Говорит о том, что используя предлагаемые формы и методы патриотического воспитания, можно добиться успеха, показать детям красоту родного села, познакомить их с талантом русского народа, некоторыми героическими страницами истории, научить детей любить свой город и свою страну, и гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране как Россия. В завершении своего выступления она подарила Успенской школе книгу "Сказка о светлом сне", которая написана в конце XIX века тюменским и московским купцом I гильдии Николаем Чукмалдиным, уроженцем Кулаково.

Светлана Киряева, воспитатель Горьковской школы, через мастер-класс "Герб моей семьи" рассказала, что семья, построенная на взаимной любви, ответственности и преданности друг другу, всегда была и остаётся основой общества, хранительницей духовно-нравственных устоев и ценностей, культурных и национальных традиций. В ней формируются внутренний мир, характер, интересы личности, воспитываются любовь к Родине, трудолюбие, уважение к старшим. Создание семейного герба позволяет детям осознать важность семейных ценностей. Вот и наши педагоги создавали герб своей семьи. Для начала участники придумали и нарисовали форму и поле герба. На втором этапе решили, из скольких частей будет состоять фамильный герб, далее нарисовали или составили из картинок символы, характеризующие семью, используя любимые цвета. Придумали девиз, который наиболее удачно характеризует семью. Получилось, что настроение всей семьи отразилось в работе каждого.

Воспитатель Оксана Косенко (Переваловской школы) на мастер-классе "Мы – патриоты" представила педагогам такие игры, как "Древо честности, древо жизни в моей России", где было предложено сорвать с дерева по листочку и честно ответить на вопросы.

Все убедились в том, что мы действительно гордимся своей страной и что только от нас зависит процветание нашей страны.

В игре "Солнце Родины" увидели, как много мы просим от своей Родины, как много мы хотим получить от неё и как мало даём взамен. Необходимо задуматься над этим и изменить своё отношение.

В рисунках на тему "Мы гордимся своей Родиной! Мы патриоты своей страны!" отразили, почему люди гордятся своей страной. Это и красота родной природы, и полезные ископаемые, развитие промышленности и сельского хозяйства, достижения людей в разных областях и др.

После всех выступлений инструктор по физической культуре Успенской школы Анастасия Сосенкова пригласила всех участников на флешмоб "Россия, вперед!", от которого все получили заряд бодрости и хорошего настроения, подтвердили, что в слове Россия – огонь и сила.

По окончании встречи заведующая Успенской школы Наталья Сенцова прочитала стихотворение о родном крае, о тюменских просторах, о том, что лучше края в мире нет. Пожелала, чтобы жила и процветала наша страна, были здоровы и счастливы наши жители, а молодёжь никуда не уезжала, а, наоборот, преумножала славу родного края.

Руководитель РМО Ольга Гринвальд, подводя итоги отметила положительную работу педагогических работников района по патриотическому воспитанию, поблагодарила всех за работу и пожелала творческих успехов в педагогической деятельности.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "Патриотическое воспитание"

comments powered by HyperComments