Реформа контрольной и надзорной деятельности
- 12 октября 2017, 14:17
- Пресс-служба ГФИ по Тюменской области
- Общество
10 октября, главный федеральный инспектор по Тюменской области провел пресс-брифинг для представителей тюменской прессы, на котором осветил промежуточные итоги приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» в Тюменской области.
Открывая встречу, главный федеральный инспектор Андрей Руцинский отметил, что состояние контрольной и надзорной деятельности является одним из самых наболевших вопросов для нашей экономики. Необходимость реформирования данной сферы очевидна и продиктована современным уровнем развития общества, в том числе в области производственных отношений. Реформа призвана перевести контрольную деятельность на современные рельсы, избавив её от устаревших механизмов, — подчеркнул ГФИ.
Андрей Руцинский напомнил, что об этом неоднократно говорил Президент Российской Федерации в своих посланиях Федеральному Собранию, даны соответствующие поручения и указания. Основными программными документами в данной работе являются "дорожная карта" по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Российской Федерации на 2016—2017 годы. Пилотными участниками реформы стали 12 органов. Очевидно, подчеркнул Андрей Руцинский, что в дальнейшем деятельность и других контрольных (надзорных) структур будет преобразована, а в некоторых изменения уже начались, несмотря не то, что они не вошли в программу (Росгвардия, Роскомнадзор, Росрыболовство, Росреестр, Росводресурсы, Росимущество, Росавианадзор, Казначейство).
Контроль хода реализации реформы осуществляет Администрация Президента Российской Федерации.
"Уже сейчас можно говорить, что на федеральном уровне необходимая база сформирована. Но реализация реформы, в первую очередь, зависит от её исполнения на региональном уровне. Важна координация территориальных органов с вышестоящими структурами, межведомственное взаимодействие, в том числе с региональными органами исполнительной власти. В результате реализации положений программы уже в 2017 году необходимо достичь снижения количества смертельных случаев по контролируемым видам рисков, заболеваний и отравлений, уровня материального ущерба — на 5% к базовому значению, снижение административной нагрузки на организации и граждан — на 10%. Одним из важнейших элементов в запланированных мероприятиях является внедрение риск-ориентированного подхода. В текущем году должны быть сформированы исчерпывающие реестры подконтрольных объектов, внедрена модель поддержания реестров в актуальном состоянии, установлены категории риска (классы опасности) и критерии отнесения к ним объектов, объекты в полном объеме должны быть разнесены по категориям риска (классам опасности). Это первые уровни Стандарта зрелости ведомственных систем управления рисками, которые должны быть утверждены во всех пилотных ведомствах к концу ноября", — сообщил Андрей Руцинский.
Для сведения за январь-сентябрь текущего года принято 8 постановлений Правительства Российской Федерации, которые установили внедрение риск-ориентированного подхода. В низкую категорию риска теперь попадают в среднем около 60% поднадзорных субъектов, в отношении них не будут проводиться плановые проверки. В чрезвычайно высокую и высокую категории риска по различным контрольным органам попали порядка 2% субъектов контроля. А по 6 видам контроля, в том числе в области рекламы, тарифов, розничной продажи алкоголя, решено вовсе отказаться от плановых проверок. Андрей Руцинский обратил внимание, что планы проверок на 2018 год должны быть сформированы в соответствии с риск-ориентированным подходом. Некоторые ведомства уже давно работают в таком формате. К примеру, Ростехназор осуществляет планирование проверок опасных производств с учётом установленного класса опасности с 2014 года, — подчеркнул ГФИ.
Дальнейшими преобразованиями станут — учёт причиненного вреда в автоматическом режиме, постоянная переоценка рисков, внедрение "динамической" модели, деятельность в соответствии с межведомственными картами рисков.
Следующее направление — внедрение системы оценки эффективности контрольно-надзорной деятельности.
По словам ГФИ, новые показатели эффективности утверждены для ряда ведомств: МЧС, Росздравнадзора, ФАС, Ространснадзора, ФТС, МВД. Теперь их деятельность оценивается исходя из фактического снижения смертности, травматизма, заболеваемости и материального ущерба, а не по количеству проверок и выписанных штрафов. В планах к концу октября утвердить такие показатели во всех надзорных ведомствах, участвующих в программе.
Андрей Руцинский обратил внимание, что по итогам будет составлен рейтинг зрелости ведомств, при этом недостижение показателей результативности станет основой для принятия управленческих решений, как мотивационных, так и дисциплинарных.
Третье направление программы — актуализация обязательных требований. В активную фазу должна войти работа по их сокращению и систематизации. Необходимо обеспечить принятие нормативных правовых актов, закрепляющих использование проверочных листов в ходе проверочных мероприятий по отдельным видам деятельности. Теперь предмет проверок будет строго ограничен согласованным перечнем вопросов.
На данный момент утверждено 67 списков контрольных вопросов. С 1 октября 2017 года они должны применяться при проведении плановых проверок в сфере пожарного, санитарно-эпидемиологического, земельного, ветеринарного и транспортного надзора, а также надзора в сфере транспортной безопасности и в отдельных видах экологического надзора. Большая часть проверочных листов заработает с 1 января 2018 года, а с 1 июля 2018 года проводить плановые проверки с использованием чек-листов нужно будет по всем видам контроля.
Одной из составляющих комплексной профилактики является проведение публичных мероприятий с анализом правоприменительной практики. В свою очередь, главным федеральным инспекторам также поручено анализировать наполняемость данных порталов, — отметил Андрей Руцинский.
Кроме того, сказал Андрей Руцинский, программой предусмотрено развитие кадрового потенциала ведомств (аттестация руководителей и заместителей), разработка стандартов кадрового менеджмента и карт коррупционных рисков.
"Главной целью в будущем станет реформа государственного управления, и в первую очередь государственного контроля, в рамках задачи по построению цифровой экономики, которая была поставлена Президентом. Предстоит совершить переход от долгих и дорогих очных проверок к дистанционным методам контроля — с помощью телеметрии, датчиков, фото- и видеофиксации и так называемого интернета вещей. В этих целях правительством уже утверждена дорожная карта на 2017—2019 годы по созданию автоматизированной информационной системы для контрольной и надзорной деятельности на основе облачных технологий", — сказал главный федеральный инспектор.
Последним направлением программы является повышение качества исполнения контрольно-надзорных полномочий на региональном и муниципальном уровнях, — резюмировал Андрей Руцинский.