Человек читающий – ученик успешный
- 26 октября 2017, 07:00
- Татьяна ЮРТИНА
- Общество
Воспитание творческой личности в современном обществе становится насущной потребностью. Способность творчески мыслить, решать нестандартные задачи – это признак настоящего профессионала и гражданина. А человек творческий – это обязательно человек читающий. В этом глубоко убеждены педагоги Богандинской школы N 1.
Второй год среди учащихся 1–8 классов этой школы реализуется проект "Человек читающий – ученик успешный". Это цикл мероприятий, направленных на формирование и развитие читательского таланта детей как основы его интеллектуального, духовно-нравственного и творческого развития.
По мнению автора проекта, учителя русского языка и литературы Светланы Суслаевой, его разработка вызвана необходимостью преодоления кризиса чтения у сегодняшних школьников. Этот кризис выражается в резком преобладании так называемого "делового чтения", чтения "облегчённой" литературы. Литературный опыт многих школьников ограничивается рассказами из "Азбуки и хрестоматий", впоследствии – вялыми и малопродуктивными попытками освоить произведения школьной программы в сокращённом варианте.
На начальной стадии реализации проекта в школе было организовано анкетирование, в котором приняли участие 450 учащихся. Результаты анкетирования ошеломляют: если в начальной школе читают 91% учащихся, то в среднем звене – лишь 35%. Свободное время за просмотром телевизора проводят 26% респондентов; ещё 26% гуляют на улице; 10% слушают музыку; 10% занимаются спортом; 8% посвящают свободное время творчеству, за чтением свой досуг проводят 20% учащихся.
В качестве основного источника информации половина ребят указали Интернет; книга занимает лишь вторую позицию — у 22% опрошенных, 18% ребят отдают предпочтение телевидению и радио, 10% респондентов основным источником информации назвали периодические издания (газеты и журналы).
Светлана Сергеевна Суслаева рассказывает: "Мы обработали анкеты по каждому классу. Ознакомили классных руководителей, а они в свою очередь на классных собраниях довели эту информацию до родителей. Совместно проанализировали и обсудили сложившуюся ситуацию".
Проект по привлечению детей к чтению поддержали коллеги С.С.Суслаевой и директор школы И.С.Маслова, он был одобрен родительским сообществом.
Педагог-словесник убеждена: чтобы быть успешным, проект должен реализовываться через использование форм, которые были бы интересны современным школьникам. Не случайно для его реализации активно используются информационные технологии: сетевые проекты, телекоммуникационные олимпиады; работа в Интернете с поисковыми системами; издательская и проектная деятельность. Литературную гостиную обязательно будет сопровождать презентация, в процессе создания которой школьники проявляют себя как авторы, художники и исполнители.
В рамках проекта в ежедневном режиме для первоклассников учителя проводят пятиминутки громкого чтения, по их результатам проводятся презентации страниц читательских дневников учащихся (лучшие работы были отобраны для участия в выставке, а также размещены на Интернет-сайте школы). Громкое чтение и обсуждение сказок для второклассников – уже традиция. Третьеклассники на основе прочитанного занимаются исследовательской работой. Им предлагается изучить, например, роль образа Бабы Яги в русских народных сказках. Презентация результатов работы предполагает выступление на школьной конференции.
Очень интересной была интеллектуальная игра для параллели пятых классов "Кто хочет стать отличником" (по роману А.Лиханова "Мой генерал"). Каждый класс сформировал сборную команду из учащихся, родителей и учителей. В качестве домашнего задания команды инсценировали фрагменты романа.
Шестиклассники приняли самое активное участие в мероприятии "С маминой подсказкой сочиняю сказку". Это совместное домашнее сочинительство взрослого и ребёнка. Презентация работ проходит в каждом классе (лучшие работы были опубликованы в газете "Школьная волна"). Семиклассники составляют отзывы о прочитанной книге. Восьмиклассники осуществляют полную разностороннюю поддержку проекта. Эти же мероприятия запланированы в Богандинской школе N 1 и в наступившем учебном году с обязательным анализом и отчётом проведённых мероприятий, встречей всех участников проекта за круглым столом и награждением самых активных и талантливых.
Родителям отведена особая роль. Задачу учителя и школы Светлана Суслаева видит в том, чтобы убедить мам и пап почаще самим брать в руки книгу. Чтобы привить интерес детей к книге – нужно начать с себя. Такое предложение прозвучало на общешкольном родительском собрании. "Читайте сами. Если ребёнок никогда не видел маму и папу с книгой в руках, то откуда же у него родится любовь к чтению? Читайте вместе с ребёнком. Обсуждайте прочитанное. Выясняйте значение незнакомых слов по словарю. Читайте попеременно, часть читает взрослый, часть – ребёнок. Вспоминая позже детство, ваш сын или дочь непременно вспомнит часы совместного чтения и задушевной беседы, и это согреет его сердце. Обсуждайте прочитанное с ребёнком. Пусть это станет игрой – подумать вместе, а что именно происходит с главными героями, почему и как будут развиваться события дальше", - советы педагога родителям, и всем тем, кто неравнодушен к будущему детей и хочет, чтобы они были образованными, умными и успешными людьми.