Памятник воину-освободителю п. Винзили

Про это забывать нельзя...

  • 31 июля 2015, 11:19
  • Бибзара БУРУНДУКОВА. п. Винзили.
  • Общество

Война… Страшное слово. Оно совсем несовместимо со словом "дети". Дети должны знать детство, играть, жить с родителями и быть просто счастливыми потому, что они дети.

Я не знала войны. Моё детство было счастливым. Мой отец не был на войне, и мама не провожала на войну никого из своих пятерых сыновей.

Но я знаю о ней. Из кинохроник, из документальных книг, из воспоминаний ветеранов, из художественных фильмов. К нам в школу приходили участники войны, которые при рассказах о войне вдруг замолкали из- за кома в горле, смахивали слезу и, сделав глубокий вдох, говорили:

- Дай Бог вам не познать ужасы войны, дети!

В моём детстве война для нас была игрой. Я бегала вместе с братьями с деревянным автоматом и "убивала" фрицев.

Уже будучи взрослой, глубже ознакомившись со страницами Великой Отечественной, прочитав дневники как детей, так и взрослых, переживших плен, блокаду, тяжёлый труд в тылу, понимаю, какой это действительно был ужас. Не часы, дни, недели, не месяцы, а годы ужаса.

Дети войны…Можно ли привыкнуть к постоянным бомбёжкам, к чувству голода, холода, когда тебе 3 года, 5 лет, 10? Когда мама не может дать тебе кусок хлеба на твои мольбы: ну хоть кусочек, мамуля, и наливает тебе какую-то сизую жидкость без гущи, из травы-лебеды…

Нельзя забывать про это. Про это нужно рассказывать на уроках литературы, истории в школах, рассказывать, чтобы помнили и чтобы не повторили войну.

70 лет прошло после той войны. Ветеранов можно посчитать на пальцах. Но живы пока маленькие очевидцы тех страшных, голодных, холодных четырёх лет. Они помнят эти дни, и вспоминая, тоже утирают слёзы и благодарят Бога, что сейчас живут сами, их дети и внуки в мирной стране. Хотела написать: в мирное время, но...

Об этой уникальной женщине, жительнице нашего посёлка Нине Артемьевне Зелениной не раз писали в районной, областной газетах.. Вновь она не могла обойти стороной великую дату: 70-летний юбилей со Дня Победы над фашизмом. В библиотеке п. Винзили она собрала детей, родившихся перед самой войной, познавших блокаду, эвакуацию из родного города, рано потерявших родителей, работавших наравне со взрослыми на фабриках и на полях колхозов. "Дети войны" - такова была тема встречи. Своими рассказами о подростках, трудившихся наравне со взрослыми, Н.А.Зеленина поднимает тему патриотизма, долга перед Отчизной, памяти и знания истории страны. С экрана демонстрируются архивные фотографии детей с родителями в скромных одеждах, и их же фотоснимки - уже повзрослевших.

На фронтах войны погибли 72 винзилинца, и их детям, и детям, отцы которых продолжали воевать, пришлось рано повзрослеть. Работали вместе с женщинами и стариками на шпалозаводе посёлка и железной дороге, на полях колхоза; им довелось познать все тяготы и испытания войны на хрупких плечах. Была создана бригада из подростков на железной дороге, которая содержала железнодорожное полотно в порядке и чистоте в любую погоду.  Вот имена членов той доблестной бригады: два брата Черкасовых - Владимир и Владислав, братья Изместьевы - Анатолий и Владимир, братья Шульгины. Бригада которая обеспечивала в метели и дожди постоянный проход составов через Винзили в Омск и Тюмень. У многих этих мальчишек мамы уже получили похоронки на отцов, на старших братьев, но они (и откуда брались силы, терпение, трудолюбие, самоотдача?)  каждый день, надев свою плохонькую, латанную-перелатанную одежонку, бежали на работу. Отдадим им должное!

Нина Артемьевна с гордостью называет имена мальчишек-пацанов, которые работали на шпалозаводе. Винзилинцы помнят их имена: Давыд Розанов, Володя Мелинг, Саша и Антон Гинтер, Давыд Букбаум. В механическом цехе, подставив ящики к станкам, потому что ростом были малы, токарили Стёпа Рожицин, Коля Лобов. Впоследствии Коля, так полюбивший токарное дело, станет начальником цеха. Так же не изменит делу, приобщённому в годы лихолетья, токарь Коля Мехряков, который за особые заслуги в профессии будет награждён орденом Трудового Красного Знамени. 

Смотрит на свою фотографию на экране, где она изображена красивой, молодой, в форме медицинской сестры, Таисия Михайловна Трусова. Ей, когда началась война, было 14 лет. Шестеро детей в семье, Тася - вторая по счету, основная помощница мамы в доме; она и младших сестрёнок-братьев нянчит, она и в огороде полет траву, она и за скотиной ухаживает. Отца призвали в трудовую армию, где он скончается от полученных там болезней. Старшему брату, Валентину, 18 лет к началу войны, но уже через два года, получив в 1943 году повестку, он уходит на фронт. Семья получит от него всего одно письмо. Больше от Валентина нет вестей, и с фронта он не вернётся. Горевать, выть от плохих вестей нет ни сил, ни времени. Рано повзрослев, рано поняв, что если не я, то кто - Тася в тонкой одежонке рано утром бежит в колхозный амбар. Опаздывать нельзя! Строгие бригадиры не смотрят на возраст, всем угрожают тюрьмой за нарушение дисциплины. Руки стынут и, чтобы согреться, девочка старается работать споро, быстро, перебирает лопатой зерно… После войны, получив диплом фельдшера, Таисия Михайловна до пенсии проработала в здравоохранении.

Больше, чем другим жителям блокадного Ленинграда, повезло Жанне Граммаковой. Бабушка жила в Тюмени, и восьмилетняя Жанна, её мама и полугодовалая сестрёнка эвакуировались в наш областной центр. Мама работала. Уход и воспитание младшей сестрички легли на плечи Жанны. Несмотря на лютые сибирские морозы, она с бидончиком шла за молоком для сестрёнки за несколько кварталов. На встречу в библиотеку Жанна Васильевна пришла с внуком. Тот внимательно слушал ведущую, шевеля губами, читал надписи под фотографиями.

Четырёхлетней Вале Морозовой оставляла сына-инвалида на попечение мать, уходя на работу. Что бы не попросила мама сделать Валюшу, девочка всё старательно исполняла. Отец на фронте. Рано пошла девочка работать на лесокомбинат, хоть и кончилась война, хоть и вернулся отец. Вся трудовая биография у Валентины Федоровны будет связана, как и у многих её земляков- сверстников, с Винзилинским лесокомбинатом.

Совсем малолетними были Зина Житкова, Нина Кряжева, Нина Мехрякова, когда на нашу землю ступил сапог врага. Но девочки помнят эти непростые годы детства. Да разве назовёшь годы лишения детством? Говорят, что мы выборочно храним в памяти события нашей жизни.  Но Зинаида Павловна, Нина Фёдоровна, Нина Дмитриевна почему-то, несмотря на то, что сами были маленькими и после войны минуло уже 70 лет, помнят всё отчётливо. Они ревностно ухаживают за своими внуками и молятся, чтобы их отпрыскам не довелось испытать то, что выпало им.

Обо всех не вспомнишь за короткую встречу, не про всех расскажешь. Но об этих детях…

…Дует слабый ветерок, шевеля седые волосы немолодых женщин. Они стоят на крыльце библиотеки, не могут наговориться.  Попрекают друг друга в редких встречах, смеются над своими шутками. За кем-то приехал сын, за другой - внук. Водители терпеливо ожидают их в своих машинах. А они всё делятся важными новостями: дождь не даёт разрастись огурцам, и малины нынче маловато в палисаднике… обычная жизнь, обычные будни. И словно не было тех страшных дней детства.

Мы будем помнить, должны помнить имена детей войны. Должны рассказывать о них своим детям; чтобы подрастающее поколение знало уроки истории, уроки войны.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "Винзили"

comments powered by HyperComments