Даманский и его герои

На территории Успенского училища, рядом с общежитием, стоит памятник. Многие ли знают сейчас, кому этот памятник? Наверное, далеко не все. А это надо знать…

Начнём издалека. Когда-то между Советским Союзом и Китаем были весьма хорошие взаимоотношения. Но в первой половине 50-х годов эти отношения стали стремительно портиться. После ХХ съезда КПСС, на котором был развенчан культ личности Сталина, китайское правительство во главе с Мао Цзэдуном сочло, что критика политики Сталина нанесла слишком большой урон мировому коммунистическому движению.

Во второй половине 60-х китайские лидеры выступили с территориальными претензиями к Советскому Союзу. Остров Даманский, хотя и считался советским, от китайской территории был отделён всего-навсего небольшой протокой. Китайские крестьяне привыкли приезжать на островок, чтобы косить траву и заготавливать сено. Но в 1968 году на острове была возведена пограничная застава, и китайцев перестали пускать на остров.

В начале 1968 года к острову Даманский стали перебрасывать китайские войска. В марте напавшие на советскую заставу китайцы убили 31 пограничника, и "игрушечная война" с мордобоем переросла в настоящую, с кровавыми жертвами. Советская сторона ввела в бой штурмовую авиацию и артиллерию.

Столкновения на Даманском продолжались около двух месяцев.

Китайцы несли тяжёлые потери, но продолжали самоубийственные атаки.

Опасаясь чрезмерных жертв и ещё большего разрастания конфликта, советские лидеры решили вывести войска с Даманского. Остров перешёл под контроль Китая. Китайцы засыпали протоку, отделявшую Даманский от остальной китайской территории, превратив остров в полуостров.

Вооружённые провокации и столкновения на советско-китайской границе продолжались в течение 70-х годов. Окончательно же Даманский перешёл к Китаю по заключению в мае 1991 г. советско-китайского "Соглашения по восточному участку границы". Анатолий Яковлев родился в 1949 году на станции Вагай. Закончил Вагайскую среднюю школу. Получив аттестат зрелости, нисколько не сомневался в том, какую ему выбрать специальность. С детства мечтал стать машинистом, наверное, потому, что вырос на станции, где останавливались и проходили поезда. Да и человек, заменивший Анатолию отца, отчим Николай Яковлевич Екимов, был машинистом поезда.

В 1966 году Анатолий Яковлев поступил, а в 1968 году окончил Тюменское техническое железнодорожное училище N 1. Из училища писал домой письма: "Мама, учусь хорошо, скоро буду машинистом". Как и многие парни, Анатолий любил спорт, много времени уделял хоккею, баскетболу, любил настольный теннис, занимался общественной работой.

В марте 1968 года приехал домой и сообщил родным: "Всё, я закончил училище!" Это известие обрадовало его близких: бабушку и дедушку, маму, а отчим сказал: "Вот, Толик, и ты вышел на большую дорогу жизни". Анатолий водил поезда по маршруту Вагай-Тюмень-Камышлов.

Поезда были товарные, тяжёлые. Плыли в вагонах уголь и лес, машины и кирпич – всё, чем богата Родина. Анатолий успевал выкроить день-другой, чтобы навестить родных. Приезжал всегда бодрый, весёлый. Брал мотоцикл и уносился куда-нибудь на станцию.

Когда спрашиваешь жителей станции Вагай, знали ли они Анатолия Яковлева, то слышишь в ответ: "Да, знал. Хороший парень был".

Перед самым уходом в армию "махнул" вместе со своим другом Николаем Логиновым в Москву.

Машинист поезда, на котором работал Анатолий Яковлев, Л.А.Мамаев, гордился своим помощником. Не хотелось ему с ним расставаться. Но пришлось. Анатолия Яковлева призвали в ряды Советской Армии. Надо заметить, что в те времена служба в армии считалась доблестью, и каждый молодой человек мечтал о том, чтобы отдать свой долг Родине. Если парней по каким-либо причинам не брали в армейские ряды, то это было поводом для большого огорчения.

Потом его провожали в армию. Поезд стоял на станции всего две минуты. Мама, Валентина Петровна, только и успела сказать: "Служи, сынок, честно".

Служить сыну довелось на восточной границе. Он писал домой письма, бодрые, весёлые: "Служба идёт хорошо. Если будут нас так и дальше кормить, то вряд ли я помещусь в нашем домике".

А вот ещё одно письмо. Подруга Анатолия Яковлева писала: "Желаю тебе в этот весенний день хорошего настроения и отличной службы". Письмо осталось нераспечатанным. Анатолий Яковлев погиб.

Остался в живых рядовой Леонид Якимов, парень из-под Иркутска. Он и рассказал, как погиб Анатолий.

15 марта китайские агрессоры вновь нарушили покой на нашей границе. Провокаторы решили во что бы то ни стало захватить остров Даманский. Наши пограничники достойно встретили непрошенных гостей. На одном из бронетранспортёров находился ныне Герой Советского Союза, подполковник Д.В.Леонов. В машину угодил снаряд врага, она загорелась.

На выручку командиру поспешил экипаж второго бронетранспортёра. В нём находился и Анатолий Яковлев. Но бойцы не смогли достичь машины Леонова. Китайцы выпустили по бронетранспортёру два снаряда и подожгли его. Машина вспыхнула. Едкий дым хлынул внутрь. Сержант отдал приказ покинуть бронетранспортёр. Рядовой Яковлев, обжигая руки, открыл дверцу люка. Первым вылез водитель. Ребята видели, как он сразу упал, сражённый очередью из автомата. Китайские солдаты были совсем рядом и стреляли почти в упор. Вторым пошёл Анатолий. Товарищи видели, как он обмяк и стал недвижим. Рядовой Якимов видел, как китайские солдаты облили чем-то тела наших ребят и подожгли.

Героев-пограничников похоронили 19 марта 1969 года со всеми воинскими почестями. Урну с прахом Анатолия Яковлева установили рядом с гробом второго нашего земляка Юрия Ахметшина, умершего в госпитале от ран. На дальневосточной земле появился мраморный обелиск. На нём будут вечно значиться имена тех, кто грудью встал на защиту родной земли. Матери Анатолия Яковлева командование сообщило: "Подвиг Вашего сына является ярким примером беззаветного служения Родине. Светлая память о Вашем сыне – верном и мужественном защитнике социалистического Отечества – навсегда сохранится в сердцах его боевых друзей, воинов-пограничников, и всего советского народа".

…Приехала мать с похорон сына. На столе лежит письмо с солдатским штемпелем. Вскрыла. Побежали перед глазами строчки: "Здравствуй, мама! Обо мне не волнуйся. Служба идёт хорошо. Скоро я вновь буду рядом с тобой…". Письмо было написано перед боем и где-то задержалось в пути…

Ушли из жизни молодые солдаты, но память о них осталась. В колледже N 1 железнодорожников свято хранят память об Анатолии Яковлеве. Имя его носит тепловоз, на котором он когда-то работал. Его имя долгое время носила и пионерская дружина Успенской средней школы.

А в профтехобразовании в течение нескольких лет велась работа по созданию памятника героям-землякам, погибшим на Даманском. Особенно отличилось училище N 1 (железнодорожников). В годовщину памяти героев, 15 марта 1970 года, на торжественной линейке, на которой присутствовала мама Анатолия Яковлева, учащиеся высказали пожелание установить памятник героям-пограничникам. Был разработан проект памятника (авторы – мастер производственного обучения Прохоров и учащийся группы МТ-2 Виктор Авилкин).

Лучшей группе училища ПТ-32 было поручено собрать материал о жизни, учёбе, службе в армии ребят, погибших на Даманском. Учащиеся училища работали на стройках, принимали участие в благоустройстве города, сдавали металлолом, - таким образом собирали на памятник. Общая сумма составила 8300 рублей (по тем временам это весьма существенные деньги).

Памятник решено было установить в Успенке, где ежегодно проходил слёт "Дорогой отцов – дорогой героев", на который съезжались команды из всех училищ области.

Право закладки памятника получила группа ПТ-41 под руководством мастера производственного обучения А.С.Фёдорова. Памятник был установлен 10 июня 1973 года. Сначала он находился у здания турбазы училища. Затем, когда было построено новое здание общежития, его перенесли туда. Шефство над памятником было поручено Успенскому училищу.

Ежегодно в День пограничника у памятника собираются успенцы, которые служили на границе, возлагают цветы, венки, проводят митинг.

Светлана ЛОМАКО. с.Успенка.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "Патриотическое воспитание"

comments powered by HyperComments