Каким быть Отечеству?

Региональная научно-практическая конференция "Диалог поколений" прошедшая недавно в Тюмени, была посвящённая взаимодействию ветеранских и молодёжных объединений в патриотическом воспитании. Первой частью мероприятия стало пленарное заседание в большом зале Тюменской областной Думы, а второй - работа пятнадцати интерактивных площадок, в рамках которых обсуждались проблемы патриотического воспитания в различных аспектах: научном, культурном, спортивном, военном и др.

Гражданское или военное?

На заседании выступали парламентарии, учёные, представители исполнительной власти, а также члены общественных организаций.

Депутат Виктор Рейн говорит о том, что в области действует множество разнонаправленных программ. По аналогу областной Общественной молодёжной палаты создаются такие же организации в муниципальных районах. Виктору Александровичу импонирует, что вопрос воспитания в образовательной деятельности выдвигается на первый план.

Большая дискуссия сегодня разворачивается вокруг учебников по истории. "Это чрезвычайно важный вопрос, ведь идёт настоящая битва за умы и сердца детей, - говорит Рейн. - Лично мне близка позиция создания единого государственного учебника вместо нескольких, как сейчас.

И, конечно, нужно поднимать престиж рабочих профессий, чтобы молодёжь не стремилась уезжать из села, ведь деревня - пока ещё основной оплот патриотизма. Сейчас мы должны по крупицам собирать то, то что потеряли".

Доцент кафедры отечественной истории ТюмГУ Елена Бородулина рассказала о формах патриотического воспитания в дореволюционной и советской России. Так, специалистов военной и гражданской сферы успешно готовили в кадетских корпусах, царскосельском лицее. Молодых людей воспитывали как будущих слуг и защитников Отечества.

После октября 1917 года большевики отбросили многие ценности, но не идею патриотизма. В школах велась пропаганда любви к Отечеству и самоотверженного труда на его благо, проводилось много мероприятий. Ребята хотели служить в армии. С 1943 года в стране создавались Суворовские и Нахимовские училища. При школах велась начальная военная подготовка, вузы военно-инженерной направленности находились на подъёме и пользовались большим спросом. В 80-е годы произошёл расцвет деятельности военно-патриотических клубов. Одним словом, сегодня необходимо тщательно изучить опыт прошлого и многое из него позаимствовать.

Директор департамента образования и науки Тюменской области Алексей Райдер заострил внимание на проблеме двойной морали. "С одной стороны, педагоги воспитывают подрастающее поколение в духе высокой морали, с другой, родители дома внушают своё представление о "правильной" жизни, которое зачастую расходится с принципами нравственности", - поясняет Райдер. Однако, даже несмотря на то, что поменялись подходы (вместо коллективизма - индивидуализм) и мировоззрение детей, школа не даст забыть опыт поколений, которые защитили свободу и ковали будущее благополучие. Волонтёрское, тимуровское движения, составление Книг памяти, организация школьных музеев (в том числе в электронном виде) - всё это было, есть и будет.

Заместитель директора департамента по спорту и молодёжной политике Оксана Савинова рассказала о действующих проектах и молодёжных инициативах: акции "Штрих-код", "Мы помним", "Стена памяти" и др. Патриот, по мнению Савиновой, это человек действия, а успешность личности следует соизмерять с успешностью Родины.

Обсудили вопрос установки новых памятников. "Каких только у нас не развелось! - восклицал краевед Александр Петрушин. - И дворникам, и дворнягам, и монтёрам, и шутам... Мы стали забывать, что памятник - это символ, он должен нести глубокий смысл. Нам нужен специальный закон, регламентирующий возведение монументов. Между тем, коренное население не знает своих писателей, художников, героев, выдающихся личностей прошлого и современности. Нужно подогревать интерес к истории нашего края".

Председатель Тюменской региональной общественной организации ветеранов ВДВ "Союз десантников" Григорий Григорьев рассказал о своём видении патриотического воспитания молодёжи. Сначала, по его словам, нужно разработать научное и прикладное понятие патриотизма, а второй составляющей должен стать диалог между учащимися и ветеранскими организациями. Нужно привлекать в школы мужчин-педагогов. Ветераны, по мнению Григорьева, должны стать элитой общества, наставляющей и воспитывающей молодёжь.

Доктор психологических наук, профессор ТюмГУ Евгений Доценко считает: "В основном молодёжь воспринимает патриотизм как способность с оружием в руках защищать Родину. А почему именно с оружием? И почему защищать? Что, над страной висит какая-то угроза? Почему мы сузили понятие патриотизма до уровня защиты? Возможно, это связано с ощущением неясности, отсутствием конкретных перспектив для молодого поколения".

Воспитание, как заявил Доценко, должно быть гражданско-патриотическим, культурно-патриотическим, нравственно-патриотическим, а не только и не столько военно-патриотическим. "Патриотизм - это когда мы все вместе. Поэтому есть смысл подумать, как сделать так, чтоб не пришлось с оружием в руках защищать Родину", - заключил профессор.

Поле для работы - необъятное!

А какая роль отводится СМИ в патриотическом воспитании детей и молодёжи? Этой теме была посвящена подиумная дискуссия с участием представителей областной организации Союза журналистов, Ассоциации молодых журналистов Тюменской области, студентов, членов и руководителей общественных организаций, писателей и журналистов.

Студенты заинтересовались отношением к стране представителей разных поколений. Выпускница Института педагогики и психологии ТюмГУ Ирина Самохвалова организовала проведение социального исследования на заданную тему. Анкетирование прошли 140 респондентов: молодёжь в возрасте от 14 до 29 лет, старшее поколение - от 35 до 65 лет. Идеальную страну молодёжь представляет как страну с низким уровнем преступности, высоким уровнем жизни, законопослушным населением, высоким уровнем доверия к власти. Таковой в сознании молодых является Швеция. В представлении взрослых, идеальная страна - это сильная власть, приоритет закона, наличие офицальной государственной религии. К таковым относятся Япония и Россия.

Что такое - сильная страна? Для молодых - это Россия, Китай, США (антиподы - Испания, Греция, Австралия). Зрелые люди к таким странам отнесли США, Японию, Китай (слабые страны - Норвегия, Австралия).

Свободная страна для молодёжи - это Россия, США, Франция, несвободные государства - Китай, Япония. Старшее поколение понимает свободную страну как слабую страну, не являющуюся мировой державой. Так, свободными являются Россия, Канада, несвободными - Япония, Китай, Египет.

Представления о категории "культурное наследие" у обоих поколений совпали: это богатая история, культура, традиции, величественная архитектура, сохранение национальных традиций, преобладание духовных ценностей, сдержанность во внешней политике. Для молодых странами с богатым культурным наследием являются Италия, Испания, Греция, не являются - Канада и Россия. Для зрелых же людей, напротив, культурными странами являются Россия и Греция, не является США.

В будущем молодёжь видит Россию как страну с богатой историей, культурой и традициями, как демократическое и правовое государство, уважающее права человека, страну, удобную для жизни, с высоким уровнем образования населения и качества жизни. Старшее поколение представляет будущую Россию как страну экономически и технически развитую, с развивающейся наукой, единую и сильную, с возможностями для самореализации и счастливым населением.

Далее разговор пошёл о журналистике. Председатель общественной организации Союза журналистов России Владимир Кузнецов давал наставления юным корреспондентам. "Наша область впереди многих российских регионов по уровню социально-экономического развития и политической стабильности, - говорил Кузнецов. - Скоро мы станем металлургическим городом, будет развиваться и нефтехимия. Поле для работы - необъятное".

На вопрос, является ли хороший, честный журналист патриотом, Владимир Сергеевич ответил, что со временем начинаешь ценить в людях такое качество, как профессионализм. "Одно время в журналистику повалили дилетанты из других профессий, решившие, что наша профессия - дело простецкое. Настоящий журналист - это профессионал со специальным образованием, а "хороший", "плохой", "честный", "добрый" - это лишь оттенки".

Председатель Всероссийской общественной организации ветеранов "Боевое братство" Валентин Глушко предложил в рамках освещения патриотической темы писать не только о социально-экономических достижениях края, но и о заслуженных военных, ветеранах Афганской и Чеченской кампаний. С аналогичным предложением выступили представители Союза ветеранов госбезопасности Тюменской области.

Одна из студенток 4 курса факультета журналистики ТюмГУ заявила: " Наше поколение тему патриотизма воспринимает как скучную. Обычно пишут о тяжёлой жизни ветеранов и вообще людей того поколения. Я считаю, что СМИ должны подавать материалы более интересно - кратко, позитивно, в доступной для понимания форме, потому что молодёжь не любит читать, особенно большие материалы. И на радио не передачи надо готовить, а кратенькие информационные кусочки, в которых будет рассказываться не о трудностях того времени, а о весёлых моментах из жизни ветеранов".

Быть может, для студентов журфака, жизнь, действительно, увеселительное мероприятие, да только вот забавных, моментов в той трудной жизни было не так много. А насчёт того, что "молодёжь читать не любит", Владимир Кузнецов ответил: "Ничего, полюбит. Обязана полюбить".

Кристина ТРЕТЬЯКОВА.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "Воспитание патриотов"

comments powered by HyperComments