Военная форма требует безупречного поведения
- 27 ноября 2012, 14:37
- Общество
Тема патриотического воспитания стала сегодня как никогда актуальной - ряды призывников редеют, имидж Российской Армии пошатнулся.
Состоятельные родители стараются отправить отпрысков получать высшее образование за рубеж, дабы они не попали в российские казармы. Что с этим делать? Как решить проблемы? Порассуждаем об этом с десантником, руководителем специализированного класса допризывной военной подготовки "Карсар" Горьковского МО Ильёй Шафрыгиным.
- Илья Александрович, расскажите о себе: где проходили службу, что заканчивали, где трудитесь теперь?
- Я родом из Горьковки. Отец был председателем призывной комиссии, мама
- учителем физкультуры в местной школе. Когда я был маленьким, папа меня возил с собой в военно-полевые лагеря, на сборы, мне всё это страшно нравилось. Когда отец отказывался брать, я, помню, ревел, уговаривал. В итоге он соглашался.
После окончания школы получил среднее специальное образование и пошёл в армию. Службу проходил в Ишимском учебном центре воздушно-десантных войск N 242. Учился на командира отделения артиллерийской разведки. Затем по распределению попал в Костромской артполк, где и продолжил служить по специальности. Через полтора года подписал контракт. Система службы по контракту оправдала себя, и заработок, и условия прохождения службы приемлемые. Тем, у кого не было квартиры, предоставлялось служебное жильё. Служба была интересной. Я приобрёл массу новых навыков, командир батареи многому нас научил.
Из Костромы я уехал, потому что соскучился по родным местам. Там я познакомился со своей будущей женой, но поженились мы здесь. У нас подрастает двое ребятишек: четырёхлетний сын и пятилетняя дочка. Пытались принять участие в программе "Молодая семья", но наша очередь постоянно отодвигается, а волокиты очень много.
Сейчас мы живём с родителями. Я работаю старшим группы задержания отдела вневедомственной охраны города Тюмени. На протяжении трёх лет веду занятия в специализированном классе допризывной военной подготовки в Горьковке.
- Сколько человек в вашем классе и чем вы конкретно занимаетесь?
- Наш класс существует уже 6 лет. Сейчас занимаются 15 человек, четверо из них - девочки. В программе - строевая подготовка, изучение истории, уставов. Во время каникул стараемся совершать полевые выходы на 2-3 дня. Иногда просто выбираемся на природу, посидеть у костра. Я практикую встречи ребят с ветеранами. Начинаются занятия всегда с изучения теории. Раз в неделю мы изучаем приёмы рукопашной борьбы. В праздники проводим показательные выступления.
- Специалисты говорят, что основой патриотического воспитания является национальная идея и национальное самосознание. Как вы считаете, нужна ли нам национальная идея и развито ли в современной молодёжи национальное самосознание?
- Чувство патриотизма не делит по национальному признаку граждан, проживающих в одном государстве. Однако сегодня люди, принадлежащие к той или иной нации, имеют свои общины. Вроде бы ничего плохого в этом нет, но у детей впоследствии формируется самоидентификация со своей национальностью, но не со страной, в которой они проживают. Нужно разработать иной подход к воспитанию детей в рамках национальных традиций. Например, в школе ввести специальный урок, на котором ребята будут изучать культуру, обычаи и традиции национальностей, проживающих на терртории Российской Федерации. В рамках такой работы и русские познакомились бы как следует со своей культурой. Я вижу, что все дети хорошо знакомы с традициями и обычаями своей нации, кроме русских: нашим только дай в клубе потусоваться, да на папиной машине покататься. В основе всего лежит семейное воспитание.
Считаю, что стоит попробовать ввести в школе уроки политического просвещения, потому что у современных детей поверхностное восприятие роли Российского государства в мировом пространстве. Политическая грамотность повысит национальное самосознание молодёжи. И, конечно, нужно, чтобы у них перед глазами было как можно больше примеров для подражания. Печально, что на премьеру фильма "Человек-паук 5" идут огромные массы молодёжи. А попробуй-ка затащи их на ту же "Брестскую крепость" или "В июне сорок первого". Эту ситуацию необходимо менять.
Что касается национальной идеи, то я считаю, что ею должно стать воспитание высококультурного, уважающего родину и старших человека, готового в случае войны взять в руки оружие и пойти защищать свою страну.
- Бытует мнение, что у молодых людей нет готовности к достойному служению Отечеству, поскольку сейчас не учитываются опыт и достижения прошлого, не осознаются реалии и проблемы настоящего. Вы с этим согласны и, если это так, то как переломить ситуацию?
- В принципе, с этим нельзя не согласиться. Для того, чтобы дети учитывали и уважали опыт и достижения прошлого, их элементарно нужно сызмальства возить в гости к бабушкам, дедушкам и другим родственникам, которым есть что поведать о прошлом. У меня до сих пор ком к горлу подступает, когда вспоминаю рассказы из жизни своих бабушек и дедушек (они все воевали). Когда человек видит достойные примеры, это накладывает отпечаток на его мировоззрение и характер. А через призму прошлого подросток научится понимать и современную реальность, осознавать проблемы настоящего.
В школу нужно почаще приглашать ветеранов не только Великой Отечественной, но и других военных кампаний. На телевидении нужны интересные передачи на военно-патриотическую тематику: об истории Вооружённых Сил, о современных Героях России, о новинках военной техники и оружия.
- Смелость, твёрдость характера, физическая выносливость - необходимые составляющие военнослужащего. Как руководитель класса ДВП скажите, насколько эти качества развиты в молодых людях и какие меры вы применяете, чтоб воспитать в них это?
- Всё это в молодых людях присутствует, но вопрос - в каких количествах? Если Бог дал человеку физическое здоровье, то нужно воспитывать в нём внимательность, усидчивость. Я провожу с ребятами занятия по психологии общения: нужно избавляться от стеснительности и нерешительности. Многие путают со смелостью агрессию (вот этого-то у них хоть отбавляй). Один другого нечаянно задел или слово неудачное подобрал - и всё, пошла ругань, а то и драка. Я объясняю, как нужно себя вести, чтоб было взаимопонимание. Военная форма требует уверенности, безупречного поведения, вежливости и галантности по отношению к женщине. Слышал, что хотят возрождать суворовские училища - поддерживаю полностью. Это большой шаг в решении проблем патриотического воспитания.
А вот твёрдость характера у молодёжи тянет на "троечку". Брать инициативу в свои руки, если того требуют обстоятельства, почти никто не готов. Но мы работаем и в этом направлении.
- Как сформировать у молодёжи осознанную мотивацию к прохождению военной службы?
- Нужно вернуться к опыту советского времени - ввести в учебный процесс в школе начальную военную подготовку, чтобы парни к окончанию школы умели собирать и разбирать автомат, обращаться с противогазом, маршировать и петь патриотические песни. Неплохо бы возродить проведение смотров строя и песни. Эта мера поможет психологически подготовить парней к службе. Когда человек готов, появляется и мотивация.
- Зачем нужно служить в армии?
- Я категорически не согласен с тем, что службу ограничили одним годом. За это время солдат не успевает ничему обучиться: только научится автомат правильно в руках держать, а уже домой отправляется. Навыки, ответственность, готовность жертвовать собой и осознание себя защитником Родины приходит только к концу второго года службы.
Теперь же, при таких послаблениях, с учётом пожеланий призывника относительно выбора войск не отслужить просто грех.
Армия - это школа жизни. Там тебе ни мамы, ни папы - командир за всех. Каждый, кто относит себя к особям мужского пола, должен отслужить в армии, в первую очередь, чтобы доказать самому себе, что ты - мужчина.
Беседовала Кристина ТРЕТЬЯКОВА.