Татарский памятник в коллекции археологов
- 09 марта 2025, 12:02
- Ольга БОРОВИКОВА
- Краеведение
В Балдинское городище, следы которого не так давно обнаружили близ села Мичурино, когда-то приходили торговые караваны из Азии. На это указывают кости верблюдов, найденные на территории культурного памятника.
О том, что еще удалось обнаружить в ходе раскопок, рассказали археологи Татьяна Рафикова и Светлана Берлина на краеведческом полднике в "Музее Тюменских историй".
"Котел" из множества народов
"Рассматривать историю этого памятника без контекста было бы неинтересно. В раннем железном веке в нашей лесостепи, на территориях Исетского, Упоровского и Тюменского районов процветала саргатская культура. Здесь существовало несколько племен, которые по-разному строили свои жилища, украшали свою посуду и одевались. Саргатская культура была самая обширная и развитая, она накрыла Западную Сибирь вуалью своего влияния, и постепенно все остальные культуры в нее влились. Представители саргатской культуры были люди-завоеватели, они знали металлопроизводство, металлообработку, костяное производство, сами делали ткани для одежды. У них были устойчивые торговые связи с Китаем, на нашей территории находили вещи из Египта и Причерноморья", – пояснила специалист по раннему железному веку Светлана Берлина.
В те времена люди начали строить первые города и крепости, однако во II–III веках этот процесс был безжалостно прерван великим переселением. Гунны, следуя от Китая до Европы, затронули и нашу территорию. Кто-то из саргатских воинов ушел на запад, часть племен бежала на север, в таежную зону, те же, кто остался здесь, стали прародителями новых культур. С IV века в опустевшую степь начали проникать северные племена карымской культуры.
"Археологи называют нашу территорию котлом, в котором варилось множество народов. От них произошел ряд ныне существующих народностей. Один из интересных моментов для нашей территории – происхождение кушнаренковской культуры. Венгры обрели свою территорию в IX веке. На самом деле венгерский народ начал свою историю с V века нашей эры, и его формирование связано с территорией Омского Прииртышья. Это и есть так называемая кушнаренковская культура. В VI–VII веках они существовали на нашей территории, на всех памятниках раннего средневековья есть кушнаренковская посуда. В VII веке они мигрировали в Приуралье, где просуществовали до IX века. В IX веке они откочевали в Венгрию, там теперь и живут", – поделилась специалист по средневековью Татьяна Рафикова.
Памятники на вес золота
В средневековье жители строили себе городища разных типов. Среди них были круговые и мысовые – расположенные на мысах, с естественными укреплениями с трех сторон. Именно таким сделали и Балдинское городище.
В XII веке наблюдался огромный рост городских укреплений. Если раньше люди возводили метровые ограждения, то теперь их высота поднималась метров до трех, валы тоже увеличились. Военная угроза со стороны тюрков стала настолько велика, что населению пришлось адаптироваться.
Археологи уверены, что в результате взаимодействия предков бакальской культуры с тюрками и остатками саргатских племен появились сибирские татары.
"Балдинское городище очень нас заинтересовало. Его сильные укрепления, огромные валы и рвы подсказали нам, что это могут быть те самые татарские укрепления, что это памятник именно позднего средневековья. Несмотря на то, что мы знаем о существовании множества деревень и поселений сибирских татар в XVII веке, с XIII по XV век у нас здесь как выжженная степь. Бакальской культуры не было, памятников сибирских татар нет – известно лишь о десяти из них. И дело не в том, что их здесь физически не было, а в том, что культуры мы определяем по наличию керамики и узорам на ней. В XIII–XV веках керамики становится резко мало. Скорее всего, у людей тогда были другие альтернативные варианты: посуда из древесины, из бересты, медная. И резкое падение керамического производства сильно мешает идентифицировать памятники и вычленять их. Поэтому каждый из памятников, который может быть татарским, для нас на весь золота, и мы мечтаем его изучать", – объяснила Татьяна Рафикова.
Что интересно, знал об этом городище и тюменский ученый Иван Словцов. В своих заметках, сделанных в конце XIX века, он писал: "По речке Балдинке, впадающей в Пышму, близ завода Чернореченского, на крутых ярах находится три небольших полуразрушенных городища, обнесенных валами. В одном из этих городищ найден небольшой горшочек из черной глины, пятисантиметровой высоты, с орнаментом – выпуклыми шишечками, и глиняный идол. Оба предмета в Томском музее за инвентарными номерами".
По словам Светланы Берлиной, многие археологи активно пользовались трудами Словцова, который описывал курганы и древние крепости по берегам Туры, Пышмы, Исети. Также он говорил, что по пути от завода Чернореченского деревни Червишевой, по берегу Пышмы, справа от дороги заметны три небольших кургана. Они стоят там до сих пор.
Интересные находки
"На памятнике нами зафиксировано три хронологических периода. Первоначально на этом мысу жили представители баитовской культуры, это VII–V века до нашей эры, начало раннего железного века. Следующий период – бакальская культура, предки сибирских татар, керамика памятника относится именно к этому периоду. И последний период обитания на памятнике связан с культурой сибирских татар. Мы зафиксировали деревянные укрепления, которые стояли по кромке мыса. Жилищ не нашли, но обнаружили большое количество обмазки. Жилища и оборонительные укрепления обмазывали глиной, при пожарах она застывала, обжигалась, и в этом куске глины сегодня видны следы прутьев, иногда отпечатки пальцев, как ее замазывали. Керамики татарской культуры на памятнике традиционно мало, но она была. Также мы отобрали 11 проб дерева, и все они указали на существование этого городища в XIV–XV веках. То есть этот памятник на самом деле относился к татарским. Таким образом, еще один памятник попал в коллекцию археологов", – поделилась Татьяна Рафикова.
Помимо осколков посуды на раскопках традиционно собирают найденные кости животных. Зоологи выяснили, что среди привычных обитателей тюменского леса в Балдинском городище встречались и верблюды.
"Кости верблюдов – это показатель караванной торговли. Они указывают на то, что это был не рядовой поселок, а какой-то центр-ставка. Также здесь были найдены тесла, нож, крючки, стрелы", – добавила Светлана Берлина.
Продолжать раскопки исследователи пока не планируют – нет финансирования. К тому же копать грунт в местах укреплений довольно сложно: повсюду стоят высокие деревья, а траншея раскопа должна быть широкой, не менее четырех метров, так как есть риск обрушения из-за большой высоты.