Как Рафаиль в Москву ездил
- 06 января 2021, 15:12
- Альфия ГУБАЙДУЛЛИНА
- Краеведение
В далеком 1955 году в школу села Ембаево в начале декабря пришла директива – отправить ученика из семьи колхозников на главную елку страны – в Москву, в Кремль. Выбор учителей пал на 12-летнего Рафаиля Халидуллина.
Впервые Кремлевская новогодняя елка зажгла свои праздничные огни для детей в 1954 году. До этого Кремль был закрыт для массового посещения.
Елка зажигалась под игрушечный залп крейсера "Аврора". Сценарий детского праздника был тщательно продуман, подрастающему поколению было важно показать ценности страны.
Учительница татарского языка Ембаевской школы Нарания-апа Газеева пришла к Халидуллиным домой, чтобы сказать: один из четырех детей поедет в Москву, и его необходимо соответственно одеть.
Событие для семьи, да, впрочем, для всей деревни, было огромной важности.
А простой сельский мальчик в это время весело катался с крутой горки на санках. А еще он очень любил кататься на лыжах. Бывало, доходил на лыжах, прикрученных специальными ремешками к валенкам, до Туры, а то и до Антипино. Тому, что придется ехать в Москву на Новогоднюю елку, – особо не обрадовался. Во-первых, искреннее считал, что его родное Ембаево – самое лучшее место на земле, расставаться с ним даже на короткое время ему не хотелось. Во-вторых, ему всегда было весело проводить зимние каникулы с друзьями, в-третьих, не было одежды, в которой можно было, не стыдясь, поехать в Москву. Старый, большеватый полушубок и дырявые валенки, набитые соломой, для поездки явно не подходили.
Мальчика повели в местный детский дом, что находился в деревянном 2-этажном здании по улице Береговой. Там школьнику подобрали подходящую одежду и под расписку передали родителям. Благодаря Шагидулле Ташкалову Рафаиль впервые нарядился в белую рубашку, черный костюм, ботинки и пальто. И чтобы совсем дополнить образ живущего в достатке сельского мальчика, преподаватель истории Фуат Абрарович Абраров с пожеланиями удачной дороги дал Рафаилю свой чемоданчик-балетку.
На железнодорожный вокзал нарядно одетого мальчика привезли на колхозном газике.
Хорошо помнит Рафаиль Абдрашидович, как они ехали двое суток в плацкартном вагоне. Городские ребята постарше, одна девочка-восьмиклассница из Созоново. Сопровождающая воспитательница кормила ребят, к чаю давала конфеты, пряники, колбасу. Городские ребята, быстро подружившись, уплетали гостинцы за обе щеки, а Рафаиль брал рассматривал и не ел. Надежда Борисовна заметила это и поинтересовалась, почему он не ест. Он посмотрел ей в глаза и признался, что не привык к такой еде, которую видит впервые, а любит и всегда ел картошку. Тогда она – умная и добрая женщина – обошла весь поезд, нашла картошку, сварила ее и накормила ребят. Сколько лет прошло, а Рафаиль Адбрашидович с искренней признательностью вспоминает этот эпизод.
В Кремле на новогоднем празднике ребят поразила пышная, нарядная елка. Рафаилю подумалось, что она выше кедров, которые стоят у мечети в его родном селе. Дети катались с горок, водили хороводы, пели, плясали, хлопали в ладоши, играли, смеялись. Было интересно и весело. А еще детям давали подарки. В ярких красивых коробках. Это был чудесный день, настоящее сказочное счастье!
Ходили они и в Мавзолей. Очередь занимали ночью. Но Мавзолей в этот день по какой-то причине закрыли.
Погостив в Москве, вернулись домой. Дома Рафаиль угощал родных конфетами из новогоднего подарка, который он даже не думал открывать дорогой. Долго в семье хранилась эта красивая, чудесная коробочка. Конечно же, одежду вернули в детский дом.
В школе Рафаиль не раз рассказывал о своей поездке в Москву. И дома, и в детском доме. Рассказывал о новогодней елке, о Москве, об экскурсии в Музей революции. Слушали его, затаив дыхание.
Окончив Ембаевскую среднюю школу, Рафаиль ушел в армию. Три года служил в Новосибирске, получив специальность дозиметриста. После армии окончил лесотехникум в Тюмени. Женился на красавице Валиме, построил дом в родном селе и воспитал двух замечательных сыновей – Ильдара и Дамира, есть у него и внуки. Но ту елку в Кремле Рафаиль до сих пор помнит в деталях.