Маулекай Юмачиков: новые факты из жизни
- 18 октября 2020, 12:22
- Татьяна ЮРТИНА
- Краеведение
Оказывается, Маулекай Юмачиков родился не в Ембаево и не в Улуг-Манчеле, или Юртах Ембаевских, как это село называли в недалеком прошлом, а в Ялуторовском районе.
Этот факт в результате исследований исторических документов установила тобольский ученый, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института проблем освоения Севера Сибирского отделения РАН Гульсифа Бакиева.
Своими выводами она поделилась на встрече в Ембаевском сельском клубе, посвященном знаменитому земляку. Мероприятие было организовано сотрудниками Ембаевского музея.
Как рассказала хранитель музейных фондов Нэля Файзуллина, в нем участвовали потомки Маулекая Юмачикова, жители села, школьники, представители сибирскотатарской общественности.
Благодаря онлайн-технологиям мероприятие приобрело статус международной конференции, в которой приняли участие исследователи и представители сообщества мусульман Казахстана, Туркестана и Омска – знатоки и ценители творчества Маулекая Юмачикова.
На встрече в сельском клубе и были озвучены результаты исследований Гульсифы Бакиевой, в ответ на просьбу правнучки писателя Фариды Фатхуллиной помочь составить родословную семьи. В результате архивных поисков Гульсифа Такиулловна установила, что тюменская ветвь рода Юмачиковых берет начало в селе Татарский Сингуль Ялуторовского района, где и родился будущий знаменитый писатель. Тем самым Г.Бакиева опровергла факт рождения Маулекая Юмачикова в Ембаево. Ей также удалось установить, что род Юмачиковых происходит из среднеазиатских шейхов.
Как известно, Маулекай Юмачиков родился в 1834 году, много путешествовал и учился. Уже сложившимся человеком с богатым жизненным и творческим опытом он оказался в Ембаево, где работал учителем в медресе. Кроме родного татарского языка владел арабским, персидским, русским и казахским языками. Был автором поэтических произведений и переводчиком.
Нэля Файзуллина считает, что открытие Гульсифой Бакиевой новых фактов о жизни татарского поэта и педагога имеет важное значение, но не умаляет роли Ембаево в жизни Маулекая Юмачикова. Сюда он приехал уже зрелым человеком, педагогом и писателем. В Ембаево кроме прозы он начнет писать стихи. По словам журналиста и литературоведа Минзата Ибатуллина, его произведения быстро стали популярными среди образованных людей своего времени. К сожалению, из-за царской цензуры многие его произведения оставались неизданными и не имели возможности широкого распространения среди татарского населения.
В них он говорил о воспитании в людях хороших качеств, призывал делать добро. Не избегал он критических нот в адрес властей того времени, из-за чего его перестают издавать, а напечатанные тиражи конфискуют и сжигают.
По словам Минзата Ибатуллина, так был уничтожен "Баит о Макарьевской ярмарке", в котором М.Юмачиков пересказал известный фольклорный сюжет. Несколько экземляров книги сохранил директор Казанской университетской типографии Готвальд, который во время конфискации спрятал их у себя. Когда он передал свою библиотеку в дар университету, там было обнаружено и это издание.
М.Юмачиков создал немало произведений в духе народных баитов, главная мысль которых – не будь жадным, скупым, высокомерным и злым, будь справедливым, совершай благие дела, помогай бедным. За это любили творчество писателя при его жизни, за это он достоин уважения и почитания сегодня.
Умер классик татарской литературы Маулекай Юмачиков в 1910 г. и был похоронен на Ембаевском кладбище. К сожалению, установить точное место его могилы пока не удалось.