Самосожженцы

Первая и самая крупная гарь на территории Тюменского уезда, как явствует из источников, была в 1687 году в Каменке: тогда около 400 раскольников, бежавших в Сибирь от гонений никонианцев, в знак протеста прибегли к самосожжению, запершись в деревянной церкви Покрова Пресвятой Богородицы (Покровской).

"…На утрие же ратные люди обретоша келию и восхотеша яти отца Варлаама со ученика его… Они же, замкнув келию, зажглися… И ужаснулись ратные, видя такое дерзновение… Лестно пытали самовольных Христовых мучеников из запалённой келии вызвать, обещая учинить их во всём свободны… Они же не смутишася… Аки отроцы вовилонстии в пещи горящей, тако и они в келии зажжённой стояли и среди пламени и жупела псалом распевали… И тако сгорели телесами…"

Так устами старой кержачки матушки Манефы повествует П.И.Мельников (Андрей Печорский) о жестоком раскольническом обряде – самосожжении – в своём знаменитом романе-эпопее "В лесах" (25 октября, кстати, исполнилось 200 лет со дня его рождения). Чуть позднее художник-передвижник Г.Мясоедов закончит своё живописное полотно "Самосжигатели", зримо воспроизводящее кульминационный момент жестокого ритуала.

Что мы – на обывательском уровне – знаем о староверах? Они брезгуют пить из чужой посуды; они избегали обращаться к врачам; даже в первой половине XIX века считали картошку "чёртовым яблоком"; им запрещёно было пить чай; "мирские" песни, хороводы и пляски почитались в старообрядческой среде за великий грех.

… Движение раскольничества возникло первоначально в среде церковников в середине XVII века в связи с церковной реформой патриарха Никона при поддержке царя Алексея Михайловича. Никон с группой своих сторонников приступил к исправлению богослужебных книг и церковных обрядов в соответствии с греческой православной традицией.

Противники Никона – протопоп Аввакум, Иван Неронов, Никита Пустосвят и др. – решительно выступили против нововведений, обвиняя греческую церковь в отступлении от "древлего благочестия". Столкновение "никониан" и "староверов" приняло резкие формы, Аввакум и его последователи подверглись жестоким преследованиям, что придало им ореол мучеников, защитников "истинного православия". Деятельность Аввакума встретила сочувствие в придворных кругах (царица Мария Ильинична) и среди боярства (Милославский, Хованский, боярыни Морозова, Урусова и др.) Некоторые колебания в отношении к раскольникам испытывал и царь Алексей Михайлович.

Церковная смута усилилась после разрыва царя с патриархом Никоном в 1658 г. в связи с попыткой последнего поставить церковную власть выше светской. В 1666 г. Никон был низложен и сослан в монастырь. В 1681 г. он скончался.

Движение раскольников не затухало, наоборот – охватывало всё более широкие слои крестьянства. После подавления крестьянской войны под предводительством Степана Разина (1667-1671 гг.) руководители старообрядчества усилили пропаганду ухода от мирской жизни (организация скитов) и таких форм социального протеста, как самосожжение.

… Первая и самая крупная гарь на территории Тюменского уезда, как явствует из источников, была в 1687 году в Каменке: тогда около 400 раскольников, бежавших в Сибирь от гонений никонианцев, в знак протеста прибегли к самосожжению, запершись в деревянной церкви Покрова Пресвятой Богородицы (Покровской).

Год спустя в д.Друганово наложили на себя руки 128 местных раскольников – об этом писал известный историк Г.Ф.Миллер, автор 2-томной "Истории Сибири". Тобольским властям стало известно, что в августе гулящий человек (гулящие люди – вольноотпущенные холопы, беглые люди и посадские люди, прочие люди без определённых занятий и места жительства; никаких повинностей не несли, жили главным образом работой по найму) Михаил Русак и старец Матюшка собрали во дворе одного из жителей деревни множество староверов. Сюда послали солдат, но старообрядцы не стали говорить с государственными людьми, подожгли сами себя и "сгорели тут же".

Этим самосожжениям предшествовал ряд важных событий. В 1653 г. был сослан в Сибирь протопоп Аввакум – главный идеолог старообрядчества. После падения патриарха Никона (1658) он был возвращён из ссылки (1662). В Москве протопоп продолжал выступления против церковных реформ и приобрёл многочисленных сторонников благодаря незаурядному ораторскому и писательскому таланту.

"Почему неправая власть так нуждается даже в мнимом изъявлении покорности, мнимом раскаянии тех, кого считает виновными в тяжких против неё, власти, прегрешениях? – такие размышления писатель Юрий Нагибин вложил в уста Аввакума в повести "Огненный протопоп". – Может, потому, что власти нужна не преданность, не союзничество, основанное на единоверии, а только слепое послушание… полное и безоговорочное. Тогда власть сознаёт себя силой".

В 1721-1722 гг. случились гари в Ишимской волости. Возникший прецедент вынудил власти задуматься. Митрополит Антоний направил в скиты своё пастырское послание с мирным увещеванием раскольников, однако должного результата это не принесло. Документы зафиксировали зловещие гари сразу в нескольких волостях и уездах, в т.ч. в д.Зырянской. В огне гибли сотни, тысячи людей.

Невиданная ранее вспышка самосожжений была отмечена в 1750-1753 гг. Если в ходе 1-й ревизии (1722-1724) старообрядцы боролись против записи в двойной подушный оклад, то во время 2-й (1743-1747), наоборот – за эту запись. Указом о ревизии разрешалось записывать в раскольники всех желающих, и потому крестьяне, воспринявшие это как объявление свободы вероисповедания, стали записываться целыми семьями. Церковники, не предполагавшие такого поворота событий, были всерьёз обеспокоены. По духовным заказам были разосланы указы, предписывавшие ужесточить борьбу с раскольниками, не останавливаясь ни перед чем. В ответ на грядущие репрессии староверы реагировали по-своему.

Одной из первых была гарь в с.Успенка Тюменского уезда 18 апреля 1746 г. В августе 1750 г. сожгла себя большая зажиточная семья Зайковых (14 человек) из д.Зайкова близ Тюмени. 8 октября 1750 г. сгорел 61 крестьянин в Тугулымском приходе Тюменского уезда. В ночь на 22 апреля 1751 г. в Тюменском духовном заказе вспыхнули одновременно три гари – в дд. Гусево (одна из деревень уезда, где наряду с Чёрной Речкой существовало крепостное право), Гилёва и Кулижная (нынешняя Кулига). 12 апреля 1751 г. сгорело 33 человека в д.Берёзово того же заказа. В ночь на 23 июля 1753 г. совершилась крупнейшая гарь близ д.Лучинкино Кармацкого стана, в которой погиб 201 человек…

Стало очевидным, что все попытки подавить раскол путём насилия обречены на провал. Правительство – сначала Петра III, а затем Екатерины II – вынуждено было занять более лояльную позицию; преследования староверов почти прекратились. При 3-й ревизии (1746-1763) светские власти уже не препятствовали записи раскольников в двойной подушный оклад, слово "раскольник" было изъято из официального обращения. Указ от 8 октября 1782 г. отменил двойной оклад, который был своего рода выкупом за право исповедовать старую веру. 13 февраля 1763 г. зафиксирована последняя гарь в д.Кулаково: тогда погибло 50 тюменских крестьян и ямщиков.

Всего по 3-й ревизии, вплоть до 1779 г., в духовных заказах Тобольской епархии записалось 17713 старообрядцев, в т.ч. 55 – в Тюменском уезде (кстати, в числе староверов были богатые купцы Пятковы из Зырянки). И хотя в последней четверти XVIII в. и позднее возникали рецидивы гонений на старообрядцев, прежнего масштаба уже не наблюдалось.

… Достаточно ли весомы причины, толкавшие староверов к самоубийству? Ведь христианство сурово относилось к подобному акту: так, ещё на Пражском соборе 563 г. церковь однозначно запретила самоубийство, постановив: "Честь поминовения во время святой службы и пение псалмов не должно сопровождать тела самоубийц до могилы".

Однако и в христианстве возможны исключения из правил, когда речь идёт о людях, защищающих свою честь или лишивших себя жизни, "защищая святую веру", тем самым "прославляя имя божье".

Мартин Лютер Кинг в своей статье "Путь свободы", приводя собственные аргументы, ссылается на авторитет Махатмы Ганди: "Ни один человек, ни группа людей не должны подчиняться никакой несправедливости, не должны они и использовать насилие, чтобы оправдать эту несправедливость, существует путь ненасильственного сопротивления. Это в конечном счёте путь сильных людей".

Философ Джин Шарп утверждал, что "ненасильственная борьба включает по меньшей мере 198 методов… Когда ненасильственные акции осуществляются большим количеством людей… они способны парализовать и даже разрушить то, против чего направлены".

Не потому ли можно оправдать и объяснить самоотверженность и полное самоотречение старообрядцев, которых многие считали фанатиками?

Как говорила матушка Манефа: "Это нынешним слабым людям, прелестию мира смущённым, стало на удивление, а прежним ревнителям древлего благочестия было за всеобдержный обычай… Оттого-то теперешни люди не токмо дивуются, но хулят даже сожжение грешныя плоти небесного ради царствия… Крепости прежней не стало, по бозе ревности нет – оттого и хулят…"

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "Православие"

comments powered by HyperComments